2547

Крылья, крылья...

Бродя по обширной территории и разглядывая машины вместе с их владельцами, я вдруг понял, что мир автомобильной экзотики в нашей стране наконец-то разделился на четкие и вполне самостоятельные группы. Так сказать, клубы по интересам. И вновь, как на самых первых выставках, главное, ради чего сюда съезжались участники, — это общение.
Поделиться

Если вы спросите меня, чего было больше всего на нынешней, уже седьмой по счету “Автоэкзотике”, прошедшей на Тушинском поле, отвечу по своему первому впечатлению: милиционеров. Конные и пешие, они были всюду, дополняя своим строгим видом и серой формой сюрреалистический пейзаж пестрого табора автомобилистов.

Оно и понятно — фестиваль стартовал всего через неделю после взрыва на «Крыльях». Каждый автомобиль на въезде тщательно досматривали: салон, багажник, капот…

Нет ли где какого криминала?

Впрочем, все воспринимали дополнительные меры безопасности примерно как капризы природы. И от того, и от другого деваться на Тушинском поле в этот раз было некуда. Столько ливней, сколько вылилось на “Экзотику” в этот раз, не случалось, по-моему, ни в один из прошлых фестивалей. Но насколько же удачно было выбрано место для шоу! Вода моментально впитывалась в почву, и даже грунтовые дорожки между островками экспозиций сотни ретроколес так и не смогли разбить до непроезжего состояния.

Бродя по обширной территории и разглядывая машины вместе с их владельцами, я вдруг понял, что мир автомобильной экзотики в нашей стране наконец-то разделился на четкие и вполне самостоятельные группы. Так сказать, клубы по интересам. И вновь, как на самых первых выставках, главное, ради чего сюда съезжались участники, — это общение. Реставраторы, воссоздающие технику прошлых лет на продажу и превратившие прошлогоднюю “Автоэкзотику” в ретрорынок, на сей раз не так явно украшали свои шедевры ценниками. Видимо, для многих из них поиск клиентуры за прошедший год перестал быть острой проблемой. Тем более что посетители уже совершенно не стеснялись задавать вопросы о цене.

Пожалуй, впервые за все годы в выставке приняли участие коллекционеры — клиенты этих самых реставраторов. Они приезжали в Тушино на шикарных холеных автомобилях, держались особняком от всех и на вопросы о цене лишь презрительно ухмылялись: у вас столько все равно не будет. Правда, детально разглядеть их автомобили удалось немногим. Почти все коллекционеры на идеально отреставрированных шедеврах 30—50-х годов, пробыв на поле полдня, отправились по маршруту ретроралли и больше в Тушино не вернулись. Правда, часть владельцев старых Mercedes остались подольше, дав возможность зрителям воочию увидеть первый S-класс (как у Конрада Аденауэра!) и купе 190SL с дверьми, похожими на крылья чайки.

А вот колоритные дедки, с войны ездящие на каком-нибудь Buick, Opel или Horch, к сожалению, пропали на “Экзотике” совсем. Жаль. Эти люди, одетые по моде тех лет, знающие о своей машине абсолютно все и готовые охотно поделиться с любопытствующими массой историй, составляли живой ретроэлемент первых выставок. Теперь их действительно не хватает. Шоу старинных автомобилей без воссоздания духа прежних лет не совсем полноценно. И это чувствовалось. Быть может, стоило бы добавить выставке некоторый элемент театральности. Бравые “красноармейцы”, раскатывавшие по полю на Willis MВ в касках и плащ-палатках, были тут очень к месту. Но они были одни. Почему больше никто не догадался принарядиться под стать своему автомобилю?

Это вы можете

Совершенно отдельную группу на нынешней выставке составляли мастера-самодельщики, причем собралось их удивительно много. Свежие и уже давно бегающие по дорогам творения индивидуального разума могли бы дать хорошую пищу для размышлений конструкторам и дизайнерам наших автозаводов. Среди самоделок был даже один электромобиль с желтым пластиковым кузовом и ходовой частью от “копейки”, вполне подходящий для передвижения по городу. А тем, кто предпочитает бездорожье, наверняка понравился легкий мотоцикл с приводом на оба колеса и 80-кубовым мотором.

Иные образцы “народного творчества” по тому, насколько тщательно они сделаны, не отличишь от конвейерных иномарок. Другие же, наоборот, сделаны нарочито дешево и сердито. Так, красный спорткар с рублеными формами, агрегатами BMW, пространственной рамой и небрежной обработкой поверхности обошелся своему автору всего в тысячу долларов. Все исходные материалы для его строительства, включая оцинкованное кузовное железо, 2,8-литровый двигатель и автоматическую коробку передач, были приобретены за бесценок на “разборке” и собраны за три месяца в единое целое.

А это что за странный шестиколесный автомобиль с вытянутым открытым кузовом, напоминающим отдельными элементами 401-й “Москвич”, с треугольными зеркалами и шильдиком “Тема” на корме? Почему при всей тщательности и гладкости отделки оставлено несколько грубых швов, а декоративные элементы выпилены из толстенной стальной плиты и уже слегка покрылись ржавчиной? Из разговора с авторами выяснилось, что эта машина — портрет… бультерьера Темы. Действительно, если присмотреться к машине, образ складывается: даже наклонная антенна на корме очень похожа на бультерьерий хвост.

А вот с технической точки зрения самой интересной самоделкой была амфибия “Ихтиандр-2”, построенная москвичом Игорем Рикманом еще больше десяти лет назад. До сих пор этот автомобиль не имеет аналогов, да и по дизайну смотрится совсем не устаревшим. С 1,7-литровым вазовским двигателем и доработанной КП от ЛуАЗа эта машина способна разгоняться на шоссе до 130 км/ч, а сойдя на воду, двигаться при помощи водомета со скоростью 16 км/ч. Его кузов выполнен из стеклопластика, а вся механическая часть собрана в основном из доведенных до ума отечественных агрегатов. Трансмиссия “Ихтиандра” не просто полноприводная. Тут даже в мостах присутствуют принудительные блокировки! Полностью самодельная пружинно-рессорная независимая подвеска всех колес способна к изменению дорожного просвета от 250 до 400 мм. Для того чтобы увереннее держаться на воде, почти все скрытые полости кузова заполнены пенопластом. Опять же, теплее в машине от этого. В общем, получился отличный автомобиль для путешествий. И действительно, за это время машина прошла около полумиллиона километров, в том числе и по водам Черного, Каспийского и Баренцева морей.

Ну где же вы?

Проходя по рядам старинных автомобилей, я надеялся увидеть в восстановленном виде прошлогоднюю уникальную находку: немецкий командирский внедорожник Steyr 1500 А/02. Единственный, сохранившийся в России. На такой, может быть, даже на этой самой машине с бензиновым двигателем V8 воздушного охлаждения ездил под Сталинградом фельдмаршал Паулюс. Увы, Steyr не было, хотя реставраторы обещали показать его через год во всей красе. Не хватило времени или кто-то перекупил? Да и других недовосстановленных машин, экспонировавшихся в прошлом году, на сей раз практически не было.

Как ни странно, очень мало было и новых находок. Из уникальных я заметил лишь довоенный европейский Ford. Однако хозяина поблизости не было, так что поговорить с ним о судьбе автомобиля и совсем точно установить его марку не удалось. Зато владельцы другого раритета оказались весьма разговорчивыми. Land Rover самой первой серии, 1949 года выпуска, скорее всего тоже единственный в России. Интересно, что машина оснащена не брезентовым верхом, характерным для большинства британских внедорожников тех лет, а металлической тропической крышей, благодаря двухслойной конструкции защищающей пассажиров от жары. Долгое время, по словам владельцев, машина была в ГОНе, несколько лет стояла без дела, а затем уникальный автомобиль едва не продали в какой-то дальний лесхоз егерям. По счастью, редкость удалось перекупить и уберечь от убийства на лесовозных просеках. Только вот привести машину в идеальный порядок времени и средств пока не хватает.

Интересная судьба оказалась и у черного представительского Dodge с просторным малиновым салоном. Долгое время этот автомобиль возил американского посла в Турции, а когда вышел на пенсию, то его не вывезли обратно за океан и не утилизировали, как это бывает принято. Технику оставили в Анкаре. В конце концов роскошный седан волею судеб пересек Черное море и оказался в Ялте. Там его и нашли реставраторы, частично привели в порядок и отправились на нем своим ходом в Москву на выставку. Пожилой “американец” без труда и поломок преодолел за два дня более полуторы тысяч километров, доставив своих новых хозяев на Тушинское поле с большим комфортом. В первый же день выставки на него нашлись покупатели, однако предложенная цена крымчан не устроила. Предложили “всего-навсего” 30 тысяч “зеленых”. Впрочем, можно обойтись и без иронии. За такую машину 1953 года, на ходу, в очень хорошем состоянии можно смело попросить и в полтора раза больше. Автомобиль действительно уникальный, со всеми “родными” деталями, включая и 3,2-литровый шестицилиндровый мотор.

Кстати, украинских участников съехалось на “Автоэкзотику” довольно много. Среди их автомобилей мое особое внимание привлекла “Чайка” ГАЗ-13 необычной раскраски. Двухцветный бежево-вишневый лимузин с алым салоном воспринимался настолько необычно и празднично, насколько официально выглядят традиционные черные машины этой модели. Оказалось, именно так были покрашены прототипы “Чайки”, однако во время приемки машины правительственной комиссией кто-то заметил, что такая яркость “членовозу” не к лицу. И ее стали выпускать одинаково-черной. Этот автомобиль 1973 года выпуска тоже был таким же, потом, отслужив свое, превратился в металлолом… Но ему повезло. Из трех контейнеров бэушных запчастей машину удалось за год восстановить.

Место для оптимизма

Год назад, готовя репортаж с “Автоэкзотики”, я писал о том, что дело восстановления старых машин все больше коммерциализируется. Все, что может быть восстановлено и продано, — восстанавливается и продается, чтобы навсегда покинуть белый свет ради полумрака ангаров частных коллекционеров. Так оно, конечно, и есть, однако нынешняя выставка показала, что все-таки и этот слой любителей автостарины потихоньку начинает понимать, что хранить в безвестности шедевры мировой автомобильной культуры только ради возможности тешить ими собственный глаз совершенно неправильно. Ведь ретроавтомобиль — не только роскошь. Но и бесконечная тема для общения, затягивающая каждого, кто хоть краешком к ней прикоснулся.