Года три назад МВД РФ провело масштабную акцию по проверке торговых точек, занимающихся розничной продажей автомобильных стекол. Результат: три из пяти изделий оказались подделками явно не заводского происхождения. Между тем ветровое автомобильное стекло, изготовленное кустарным способом, обладает низкими потребительскими свойствами и недолговечно. К сожалению, стекольный фальшак встречается и поныне не в меньших объемах. Достаточно посетить любой авторынок, и вам с ходу предложат несколько видов ветровых стекол сомнительного происхождения, но по сходной цене.
В России самым крупным заводом по производству автомобильного стекла можно, пожалуй, считать борский завод, расположенный вблизи Нижнего Новгорода. Еще на слуху продукция саратовской фабрики и владимирского стекольного завода. Конечно, на рынок выходят и новые бренды производителей автостекла, но они мало кому известны (пока, во всяком случае) и их товар имеет локальное распространение. Между тем все серьезные заводы объединяет одно — качество их продукции подтверждено соответствующими сертификатами. А у крупных заводов есть даже европейские сертификаты качества. Главная проблема авторитетных “стекольщиков” — это кустарщики или, как еще их называют, “цеховики”, которые в индивидуальном порядке налаживают мелкосерийный выпуск автостекол с применением ручного труда. Контрафактная продукция (подделка под популярного производителя) не только наносит ущерб имиджу завода-изготовителя, но и опасна для жизни и здоровья водителя и его пассажиров.
Больная голова до аварии доведет
С первого взгляда подделку трудно отличить от оригинала, в большинстве случаев только после начала эксплуатации некачественного лобового стекла водитель начинает понимать, что приобрел недоброкачественный продукт.
У “левых” “лобовух” всегда имеют место быть оптические искажения, невидимые при покупке, такие как диоптрии, двоение, матовость. Именно из-за них у водителей начинаются головные боли и появляется быстрая утомляемость. К тому же водитель просто физически не в состоянии через стекло, имеющее ряд оптических искажений, правильно оценивать текущую дорожную ситуацию — соответственно, о быстрой водительской реакции на опасность не может быть и речи.
К тому же “цеховики” при создании триплекса, как правило, используют некачественную или нестандартную полимерную пленку (а зачем тратиться на хорошую — дешевле некондицию или брак оптом прикупить). Вследствие чего появляется риск, что при ДТП или простом ударе камня стекло провалится вовнутрь, поколется на острые осколки, то есть реально станет травмоопасным для водителя. На заводах качество пленки проверяется в специальных лабораториях. Более того: из каждой партии отбирается несколько экземпляров стекла и на них сбрасываются с различных высот металлические шары разного веса и диаметра. Вряд ли в кустарных мастерских проводят аналогичные испытания. Но как же не стать владельцем стекла-убийцы?
«Левак» — на чистую воду
В первую очередь следует обратить внимание на края стекла. В заводских условиях излишки полимерной пленки, выступающие после полимеризации, аккуратно обрезаются и торцевые кромки обрабатываются специальным оборудованием. В итоге поверхность по краю стекла становится абсолютно гладкой. “Цеховики” данной процедурой пренебрегают, они лишь слегка обрабатывают вручную края ветрового стекла, да и то не всегда. Вывод: если “лобовик” из-за неровностей по краю плохо встает на свое штатное место, лучше вернуть его продавцу, а уж если рукой не решаетесь провести по краю стекла, то лучше вообще воздержаться от приобретения такого товара. Кстати, заводы, дабы уберечь товар от повреждений, на боковую часть стекла наклеивают тонкую белую ленту. Ее отсутствие или легкое отсоединение от стекла — сигнальный звоночек, предупреждающий, что перед вами может быть фальшак.
Второй момент — толщина ветрового стекла. Для легкового автомобиля она должна укладываться в размеры от 5,6 мм до 6,2 мм. В случае превышения этих параметров можно с определенной долей уверенности предполагать, что при создании триплекса использовались заготовки стекол разной толщины. Заводы таких “проколов” не допускают: их заготовки не превышают 2,5 мм. Вывод: чем толще стекло, тем больше вероятности, что продукт — “кустарного” происхождения.
Третье: шелкография или, правильнее сказать, кант, обеспечивающий лучшее сцепление клея с поверхностью стекла. На оригинальном стекле мелкие точки, образующие кант, расположены на равных расстояниях друг от друга. У “цеховиков” шелкография получается несколько размазанной, а распределение точек по поверхности неравномерное.
Еще можно было бы вспомнить о маркировке. Но в последнее время “цеховики” настолько обнаглели, что, не опасаясь никаких уголовных преследований и судебных разбирательств, маркируют свои подделки, точно копируя оригинал.
НАША СПРАВКА
Триплекс появился благодаря французскому химику Эдуарду Бенедиктусу. Он в 1903 году случайно уронил на пол стеклянную колбу. Рухнув с 3,5 метров, колба не разбилась, а лишь покрылась мелкими трещинами.
Колба сохранила свою форму за счет тонкой пленки, образованной хранившейся в ней когда-то нитроцеллюлозой. О курьезном случае ученый вспомнил через несколько лет, когда прочитал в газете об одной автокатастрофе. Через пару лет эксперименты Эдуарда Бенедиктуса увенчались успехом — появился триплекс (буквальный перевод — трехслойный).
В настоящее время триплексное автостекло, произведенное в заводских условиях, состоит из двух одинаковых по толщине стекол высшего качества и специальной полимерной пленки, запекаемой между ними. Качество и цвет триплекса зависит от пленки.