Холодная погода — горячее время для шинного бизнеса. Сезонное «обострение» покупательского спроса подстегивает фирмы-производители презентовать свои новые зимние модели и незадолго, и во время массовой «переобувки». Не стала исключением и эта осень.
НАША СПРАВКА
Впервые сталкиваясь с выбором конкретной размерности покрышек, многие автолюбители смутно представляют, что, собственно, означают буквенно-цифровые «фрески» на боковинах. Например, абракадабра типа 175/70 R13 82Т означает следующее: 175 — ширина покрышки; 70 — высота ее бортика в процентах от ширины (70 процентов от 175 мм составит 122,5 мм); R — радиальная конструкция шины; 13 — диаметр диска колеса в дюймах; 82 — индекс допустимой весовой нагрузки на одно колесо; Т — скоростной индекс.
Заметная часть автовладельцев предпочитают вообще не «заморачиваться» по поводу сезонной смены колес, круглый год катаясь на «всесезонке». Конечно, каждый «сам себе режиссер», но напомним, что ничего по-настоящему универсального в технике создать невозможно. Вероятны только компромиссы. «Универсалка» по комплексу характеристик летом уступает летней резине, а зимой — зимней. Летние автошины из-за специальных добавок в состав резиновой смеси на жаре не «плывут» и меньше изнашиваются. Зимние на морозе не «дубеют», остаются эластичными к ударам. Ниже –7 градусов по Цельсию универсальная резина по своим физическим свойствам начинает приближаться к пластику. Какие пикантные нюансы в технике вождения при этом могут возникнуть, понятно любому сколь-нибудь опытному «драйверу».
Все известные производители делят автошины на летние и зимние и, исходя из этого, выстраивают на своих заводах технологический процесс. Поэтому не удивляйтесь, если в конце лета вы не можете найти в Москве нестандартный размер летней шины, а под занавес зимы — зимней. Контрактные поставки зимних автошин производятся с июля по декабрь, летних — с января по июнь.
Перед покупкой нужно иметь в виду, что рекомендуется устанавливать на все колеса авто покрышки одинакового типоразмера. Если владелец авто предпочитает шипованную резину, то на каждую ось рекомендуется устанавливать шины с одинаковым количеством шипов.
По поводу того, какие шины — с шипами или без — лучше для зимы, общепринятого мнения не существует. И у той, и у другой шины есть как преимущества, так и недостатки.
Главным плюсом нешипованной считаются хорошие показатели сцепления в условиях сухого асфальта и на снегу. Но эти шины имеют существенный недостаток. На голом льду на фоне шиповок они выглядят довольно бледно. Последние проявляют себя на льду и накатанном снегу, а на чистом асфальте шипы иной раз могут сработать так же, как и коньки на льду.
Стоит учитывать, что шипы наиболее ярко проявляют себя во время торможения на льду, когда водитель давит на педаль так, что колеса блокируются и «гвозди»,установленные в резине, вгрызаются в замерзшее полотно. Однако многие современные авто оснащены антиблокировочными системами, которые не допускают этой самой блокировки. Таким образом, наличие АБС снижает эффективность ошиповки.
В городе периоды, когда асфальт покрыт коркой льда, случаются реже, чем дни с относительно сухим асфальтом. С другой стороны, никто не даст гарантии, что именно на льду вы не попадете в аварийную ситуацию. На «катке» машина без шипов на колесах частенько ведет себя как корова на льду. Поэтому в некоторых скандинавских странах зимой запрещено ездить на авто с нешипованными шинами.
Для подавляющего большинства водителей помимо диаметра диска основным критерием при выборе резины является ширина колеса.
Увеличение ширины шины увеличивает площадь пятна контакта колеса с дорогой. Зто улучшает торможение и разгон, особенно у автомобилей с мощным двигателем. Машина лучше проходит повороты на большой скорости. Чем шире шина, тем она дороже, хотя бы уже потому, что на ее производство пошло больше резины. Увеличение веса резины заметно увеличивает расход топлива, особенно у авто с объемом двигателя около 1,5 литра. Кроме того, чем шире резина, тем больше она подвержена эффекту аквапланирования, когда машина теряет управление при вкатывании в лужу или снежную кашицу.
При установке новой шины нужно следить, чтобы внутри ее не оказались посторонние предметы или жидкости. Это как минимум грозит неустранимым дисбалансом колеса.
Московский шинный завод в преддверии зимнего сезона привлек внимание автомобилистов новым брендом «Forland». Первыми под новой маркой дебютировали зимние шины 175/70 R13 и 195/65 R15 Forland «Classic» — классика в движении.
За основу была взята признанная потребителем модель М-297 SnowAttack — атака на снежную стихию. И, несмотря на внешнее сходство, «Forland Classic» имеет ряд отличительных свойств. При проектировании шины «Forland Classic» конструкторы завода добились идеального сцепления с поверхностью дороги на льду, рыхлом и укатанном снегу. «Forland Classic» обладает высоким сопротивлением слашплэнингу (скольжению автомобиля по снежной шуге), что особенно ценно для слякотной городской зимы. Усиленная центральная часть шины и зубчатые ламели гарантируют сохранение сцепления при торможении и ускорении. Низкий коэффициент сопротивления качению позволяет сократить расходы на топливо и делает шину не только экономичной, но и экологичной.
Шины «Forland» — безопасная езда и надежное управление автомобилем!
Этой осенью марка «Toyo» представила на суд потребителей свою новую модель зимних шин «Observe Garit KX». Это нешипуемая резина, выпускаемая только с высотой профиля 45/50/55. Ее разработка велась с применением новейшего метода компьютерного моделирования DSOC-T. Метод позволяет представить поведение автомобилей в различных дорожных условиях. Благодаря ему стало возможным подобрать оптимальный состав резиновой смеси, глубину протектора, размеры и форму ламелей и водоотводящих каналов, форму и внутреннее устройство боковины колеса и протектора.
Устойчивость новой шины аквапланированию при езде по снежной «каше» обеспечивается направленным рисунком протектора с пятью продольными канавками с широкими водоотводами.
Специальная силиконовая добавка в составе резиновой смеси позволяет материалу сохранять эластичность при более низких температурах. Рисунок протектора шины с большим количеством поперечных самозатачивающихся Z-образных ламелей придает колесу хорошие тягово-сцепные свойства на льду, сопоставимые с характеристиками шипованных колес.
Новая модель шипованной резины «Nokian Hakkapeliitta 4» предназначена для потребителей Финляндии, Швеции, Норвегии и России. При ее разработке особое внимание было уделено конструкции шипа. Для него была выбрана четырехгранная форма. Инженеры решили, что такие «гвозди» эффективней держат дорогу, прочней и крепче держатся в шине. Шип алюминиевый, с твердосплавным сердечником. Угловатость твердосплавного стержня шипа улучшает сцепление на льду.
В «Nokian Hakkapeliitta 4» шипы устанавливаются в 14 рядов. Расположенная под шипом смягчающая подушечка гасит энергию удара о дорогу, снижает шум и продлевает срок жизни шипа. Примененная схема расположения шипов меньше изнашивает дорожное полотно, чем традиционная. Ширину беговой дорожки «Nokian Hakkapeliitta 4» увеличили на 10% по сравнению с моделью-предшественницей. Увеличена площадь сечения находящегося над стальным брекером твердого резинового слоя. Сам брекер стал шире. Это увеличило прочность каркаса шины.
Рисунок протектора новинки также изменился. Увеличено количество ламелей. Благодаря примерно 2000 ламелям достигается максимальное сцепление на снегу и льду. Они изгибаются наружу колеса и имеют зигзагообразную форму. Находящиеся по краям беговой дорожки возбудители ламелей увеличивают эффективность последних на скользком дорожном полотне. Протектор «Nokian Hakkapeliitta 4» состоит из угловатых шашек, образующих стрелообразный рисунок. Широко открывающиеся по сторонам канавки позволяют колесу самоочищаться и отводить из-под колеса слой снежно-водяной каши.
В основе резиновой смеси — экологичное рапсовое масло. Оно улучшает сцепные свойства шины на зимней и мокрой трассе, а также прочность изделия на разрыв. Дизайн «Nokian Hakkapeliitta 4» носит спортивный оттенок. Ассортимент представлен низкопрофильными шинами и резиной больших диаметров — 16, 17 и 18 дюймов.
Новинка этого сезона от «Continental» — модель «ContiWinterContact TS 800». Чтобы добиться улучшения ходовых свойств шины на сухих и типичных зимних дорогах, сотовые ламели уже известной шины «ContiWinterContact TS 780» были модернизированы. Направленный рисунок протектора позволяет использовать асимметричные канавки между грунтозацепами в плечевой зоне. При этом боковые грани грунтозацепов располагаются под разными углами по отношению друг к другу — от 2 до 20 градусов. Такая асимметрия добавляет жесткости рисунку протектора, что сокращает тормозной путь на сухой дороге.
По данным фирмы, управляемость авто, «обутого» в шины «ContiWinterContact TS 800», на 5% выше, чем оснащенного колесами предыдущего поколения. Тормозной путь на мокрой и заснеженной дороге стал короче на 6%, а ходимость выросла на 5%. «ContiWinterContact TS 800» предназначена для автомобилей компактного класса.
Этой зимой на российском шинном рынке появится новинка от «Vredestein» — модель «Wintrac Xtreme» — это первые зимние шины, созданные совместно с дизайнерским центром «Giugiaro Design». Визитная карточка модели — агрессивный дизайн линий W-образного рисунка протектора. Приоритетное внимание при разработке «Wintrac Xtreme» уделялось технологии нанесения ламелей. Прямые ламели в центре шины расположены под углом 90° к направлению движения, что обеспечивает максимальное сцепление на снегу. Более тонкие зигзагообразные ламели, расположенные по краям протектора, отвечают за управляемость. При изготовлении резиновой смеси протектора используется технология Optimum Silica Processing, благодаря которой улучшаются ходовые характеристики в зимнее время года и усиливается сцепление на мокрых поверхностях.
Компания выпустила вариацию данной модели шины «Wintrac 4 Xtreme» — для внедорожников класса SUV. Они отличаются повышенной способностью к самоочистке.
НАША СПРАВКА
Изучение цен на самую массовую — зимнюю 13-дюймовую — резину в различных торговых точках московского региона дало любопытные результаты. Исследовались цены в автомагазинчиках, разбросанных по городу, в специализированных шинных магазинах на автобазаре в Южном порту и в интернет-магазинах. Выяснилось, что цены на резину в разных торговых точках различаются несильно. Отечественная и украинская резина стоит в среднем от 760 до 1200 рублей за колесо. Цены на иностранные модели покрышек чаще всего начинаются от 1700 рублей. В автомагазинчике выбор, как правило, ограничен десятком моделей интересующего нас размера. Южный порт радует широтой ассортимента. Любая модель присутствует как в нешипованном, так и в шипованном (плюс 150 рублей к цене) варианте. За 50 рублей свежекупленное колесо установят на диск и отбалансируют. Для сравнения: в обычном шиномонтаже аналогичную операцию вам произведут за 100—150 рублей. Интернет-магазин подкупает сервисом — заказанный товар вам бесплатно доставят в любую точку Москвы и ближнего Подмосковья. При этом электронные торговцы крайне редко предлагают покупателям резину отечественных марок. На сайтах в основном представлена продукция иностранных брендов.
КСТАТИ
Если уж «ставить шипы», то на все колеса сразу. Полумеры типа «шиповки» только спереди или только сзади — провокация ДТП. На переднеприводном автомобиле шипованные шины на передней оси улучшают проходимость и облегчают троганье с места. Но на скользкой дороге при притормаживании и даже при резком сбросе газа автомобиль начинает разворачивать «кормой» вперед, когда шипованная резина будет тормозить эффективнее, чем установленная сзади нешипованная. Это особенно опасно при прохождении поворотов, даже плавного. На заднеприводном автомобиле при установке зимних шипованных шин на ведущую ось тоже решаются проблемы спроходимостью итроганьем сместа. При торможении машина не склонна к развороту. Однако она будет плохо тормозить на скользкой дороге. Дело в том, что при торможении нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю — уменьшается. Поэтому шипованные шины, стоящие на задней оси, не помогают автомобилю с классическим приводом быстрее остановиться на скользкой дороге. Стоит избегать установки шин разных типоразмеров, поскольку при этом ухудшается стабильность управления автомобилем.
При установке зимних шин, частенько обладающих высоким профилем, рекомендуется проверить, не касаются ли они кузова автомобиля при том или ином положении рулевого колеса. Кроме того, если переусердствовать с высотой или шириной профиля шины, на поворотах или кочках колесо будет «фрезеровать» колесные арки. После установки зимних шин (как шипованных, так и «голых») рекомендуется некоторое время «прикататься» к ним, привыкнув к новым реакциям своего авто.
Смена резины неизбежно ставит вопрос: куда девать снятые покрышки? Кто-то до весны выставляет их на балкон, кто-то складирует в коридоре. Чтобы покрышки остались «в кондиции» до весны, не рекомендуется оставлять их там, где они окажутся под воздействием прямых солнечных лучей, атмосферных осадков и влаги. В помещении нельзя хранить резину вблизи батарей отопления, обогревателей и возле электроприборов, генерирующих электрические искры или озон, таких, например, как электродвигатель. Шины, установленные на диски, прекрасно перезимуют сложенные горизонтально одна на другую. Голую резину рекомендуется хранить, располагая ее в вертикальной плоскости. Во избежание деформации придется ежемесячно «проворачивать» колеса на 90 градусов в вертикальной плоскости. Крупные московские шинные магазины предлагают услугу сезонного хранения колес. За хранение владельцу комплекта резины придется заплатить около 4000 рублей.