Автомобили SEAT долгие годы находились на третьих ролях среди прочих европейских брендов. Так — локализованное производство для нужд внутреннего рынка небогатой Испании. Сейчас среди остальных марок, принадлежащих концерну «Volkswagen», эти машины позиционируются как спортивные.
Звучит это как-то неубедительно, если учесть, что в модельном ряду SEAT нет таких типов машин, которые принято считать спортивными, — двухместных купе или родстеров. Так что если для широких масс аббревиатура SEAT является терра инкогнита, то людям более продвинутым режет ухо словосочетание «спортивный SEAT». Чтобы развеять сомнения, мы взяли на тест SEAT Altea и созданный на его основе псевдовнедорожный полноприводный SEAT Altea Freetrack. Если точнее, то Freetrack сделан на базе SEAT Altea XL, которая является удлиненной на 18,7 сантиметра версией SEAT Altea. По колесной базе все машины одинаковы, а удлинение пришлось на задний свес кузова. Конечно, это ухудшает параметры геометрической проходимости автомобиля. Но если уж создавать действительно универсальную машину, у которой и большой однообъемный кузов, и полный привод, и увеличенный дорожный просвет, то лишние 123 литра объема багажника ей совсем не помешают.
Сравнивать наши автомобили можно лишь в движении и по внешнему виду: салоны машин почти идентичны, лишь у одной из них материал обивки дверей серого цвета, а у другой — бежевого. Это неудивительно, ведь оба автомобиля нам на тест достались в комплектации Stylance. Для SEAT Altea это практически максимальный уровень оснащения, выше только совсем уж спортивная версия FR, которая отличается аэродинамическим обвесом кузова и заниженным дорожным просветом.
А покупателю SEAT Altea Freetrack выбирать не приходится — комплектация Stylance для этой модели является единственной. Двигатель у Freetrack тоже только один — турбированный 2-литровый «фольксвагеновский» мотор мощностью 200 «лошадей». Словно подчеркивая спортивный имидж марки, обе машины были с механической коробкой передач, только у SEAT Altea она 5-ступенчатая, а у SEAT Altea Freetrack на одну передачу больше. Эта дополнительная шестая передача оказалась как нельзя более кстати. Если ехать в том стиле, на который провоцирует SEAT Altea Freetrack, при виде цифры среднего расхода топлива на экране бортового компьютера берет оторопь — такие показатели больше «к лицу» американскому внедорожнику с многолитровым двигателем или небольшому грузовику.
Однако уже на второй день мы приноровились и нашли правильную тактику: если активно манипулировать коробкой и чаще пользоваться пятой и шестой передачами, не раскручивая двигатель больше 2500 об/мин, то расход бензина начинает укладываться в разумные рамки. Причем это не отражается ни на динамике, ни на эластичности — на любой скорости и на любой передаче автомобиль охотно ускоряется и имеет под педалью газа достаточный запас мощности. Правда, как у любого турбированного мотора, здесь слабоваты «низы», ползти «внатяг» получается плохо.
Что удивительно, младший «брат» — SEAT Altea — в динамике не уступает старшему, хотя у него мощность почти в два раза меньше. Сперва это потрясло: под капотом мотор 1,6 литра и каких-то 102 «лошади», а на дороге полное ощущение, что едешь только ты, а все остальные стоят. А все оттого, что связка мотор — трансмиссия — подвеска — рулевое управление — тормоза работает очень слаженно, все подобрано друг к другу точно, как фигуры в пазле.
Так что можно смело утверждать, что в данном случае реклама не соврала и автомобили SEAT — со спортивной «кровью».