2926

Первый кризисный

Американцы делают ставку на электромобили
Детройтскому салону обычно везло: во-первых, он представлял самый емкий и дорогой рынок в мире, а во-вторых, регулярно открывал новый год. Тут всегда все было шикарно, мощно, представительно и потому очень пафосно. Однако в свете глобального кризиса NAIAS-2009 пришлось ужаться и “позеленеть”.
Поделиться

Детройтскому салону обычно везло: во-первых, он представлял самый емкий и дорогой рынок в мире, а во-вторых, регулярно открывал новый год. Тут всегда все было шикарно, мощно, представительно и потому очень пафосно. Однако в свете глобального кризиса NAIAS-2009 пришлось ужаться и “позеленеть”.

Мало того, у него появились первые отказники, но одновременно на детройтских стендах обосновались некогда абсолютно неприемлемые для североамериканского рынка “карлики” Smart For Two и Toyota iQ, да еще и в сопровождении выводка родственных электромодификаций. Впрочем, чего еще ждать от мотор-шоу, когда топ-менеджеры большой американской тройки отказываются от зарплаты и приезжают в Конгресс на микролитражных гибридах? 

Времена Ford F-150 и Dodge Ram прошли, теперь это уже не битва титанов, а схватка энергосберегающих и природоохранных технологий, посредством которых мы уедем от темного углеводородного прошлого к светло-зеленому будущему. Притом не исключено, что к нему не в меру моторизованное человечество приведут именно американцы, так как в отличие от основных европейских автофорумов NAIAS-2009 четко обозначил, похоже, окончательный вектор развития современного автопрома: будущее за электрокарами. Toyota Prius, Honda Insight и их аналоги для автопроизводителей — уже не предел мечтаний, а суровая действительность. И именно поэтому главными событиями шоу стали не презентации нового Е-класса или рестайлинговой Camry, а релизы MINI E, Lexus HS 250h, очередной генерации того же Prius, а также целого выводка аналогичных им предсерийных концептов. Таковы современные реалии, причем не только традиционно охочих до современных технологий японцев и примкнувших к ним европейцев, но и китайцев, которые теперь разрабатывают не только дешевые, но и высокотехнологичные авто на электротяге.

Несмотря на то что делегация китайских товарищей на NAIAS оказалась не такой уж и представительной, в лице небезызвестной отечественным автомобилистам марки BYD основные игроки на этом рынке получили серьезного конкурента. Мировая премьера полноразмерного кроссовера Е6 состоялась в прошлом году в Пекине, однако за пределами Поднебесной он оказался впервые, так что его релиз вполне можно считать международным. Он не способен поразить искушенного зрителя ни своим экстерьером, ни качеством, ни эргономикой, ни максимально возможными 160 км/ч… Но в то же время силовая установка может обеспечить Е6 запас хода до 400 км, позволяя при этом разменивать вторую сотню на спидометре за 8 секунд. И главное: являющиеся собственной разработкой BYD батареи ET-Power способны подзаряжаться от обычной бытовой электросети, и, по заверениям производителя, 80% заряда при этом достигается всего за четверть часа, остальные 20% они набирают еще за 45 минут. Однако стоит заметить, что реализация подобного проекта пока никому не удалась. Впрочем, стоит ли пенять на китайцев, когда за “зеленые”  авто всерьез взялись даже американцы — лет пять назад местные покупатели подняли бы их на смех, но на дворе не 2004-й, так что экономить учатся и там, а “большая американская тройка” плывет по течению. GM, к примеру, окончательно оформил полуэлектрический Chevrolet Volt и пригрозил, что на следующем домашнем автошоу машина появится уже в качестве серийной модели. Практически добрался до конвейера и “однофамильный” Beat, который будет выпускаться под именем Spark, его премьера состоится в Женеве, не исключено, что там же мы увидим и предсерийные Trax и Groove.

Из соотечественников более-менее симметрично ответить на сей демарш смог только Ford, объявивший о начале продаж за океаном современной Fiesta. Если та не справится, в активе компании есть новый Ка.  Впрочем, дела у Ford еще не настолько плохи. В опасной близости от острия дамоклова меча сегодня располагается соседствующий Chrysler, которому, по мнению аналитиков, осталось примерно полгода. Однако это не помешало производителю отбросить пессимистические настроения и выкатить на суд публики концептуальный, но очень симпатичный седан Chrysler 200C с электроустановкой под капотом, в сопровождении эскорта аналогичных по исполнению, но уже известных публике серийных моделей. На десерт же компания оставила спорткар Dodge Circuit EV, оснащенный 200-киловаттным электромотором, разгоняющим его до 100 км/ч всего за 5 секунд и позволяющим достичь 200 км/ч. Подзаряжается он, как и Е6, от обычной розетки, максимальный запас хода при этом составляет порядка 320 км.

И все же первый “зеленый” NAIAS запомнится не только сменой ориентации, но и крайне смелыми пассажами европейских “исполнителей”. Не исключено, впрочем, что это результат инерции — немцам кризис пока дается гораздо легче. Так или иначе, основной премьерой Детройта стал, разумеется, новый Mercedes E-class, превзошедший предшественника и по габаритам, и по спорности в оформлении. Свой Бэнгл появился и в Мюнхене, поэтому эволюция обернулась революцией, а кузов “ешки” отныне сверкает как будто вырубленными топором церетелевскими гранями. Та же монументальность очевидна и в интерьере. В остальном же Е-class себе не изменил — у него десяток двигателей, кроме того, он комфортен, шикарен, высокотехнологичен… И, наверное, презентабелен — насчет последнего поговорим после начала продаж. У нас. А это случится ближе к лету. Если не считать электрического MINI E, BMW решил подбодрить заокеанскую публику парой кабриолетов. Во-первых, это MINI Cooper Convertible, а во-вторых, новейший Z4, который обзавелся не только новой внешностью, но и жесткой крышей. А также новыми турбомоторами, новыми коробками, тормозами, подвесками и многим другим. Цена наверняка окажется соответствующей, но желающие раскошелиться явно найдутся. В том числе и у нас, так что, похоже, мы увидим эту модель в России официально. Третий немецкий дебютант — Audi R8 V10 5.2 FSI quattro. 520 л.с., 530 Нм, 3,9 секунды до 100 км/ч и 12 секунд — до двухсот, “максималка” установлена на отметке 316 км/ч… Дальше можно не продолжать — это самый мощный серийный R8.

Но пока европейцы по привычке скидывают американцам премиум-модели, японцы вовсю культивируют гибридное завтра. Привези Toyota такую экспозицию в Москву, центральную часть стенда она наверняка бы отдала рестайлинговой Camry. В Детройте же главным экспонатом стал новый Prius (его, кстати, к нам тоже привезут, но ближе к осени). Машина очень похожа на предыдущую версию, но в ее основе — платформа от Corolla, к тому же авто стало чуть больше, чуть мощнее, а значит, быстрее. На секунду. И экономичнее: 134-сильный агрегат, состоящий из 1,8-литрового бензинового двигателя и электромотора, тратит на 100 км пробега всего 4,7 л. За что стоит поблагодарить и серьезно доработанную бесступенчатую трансмиссию. Кстати, неофициально японцы признались, что этот агрегат даже совершеннее того, что установлен на новый Lexus HS250h, который, к слову, представляет собой весьма интересное антикризисное предложение. Это новый среднеразмерный полупремиальный, полусемейный гибридный седан, отличающийся довольно тривиальной внешностью и крайне умеренным аппетитом. А его салон на треть состоит из растительного вторсырья.  Японцы считают, что эта карта сыграет уже в нынешнем году, так как больше половины потенциальных покупателей премиум-седанов выберут гибриды. У них — может быть, у нас такой Lexus не купят точно.