Жадины
Во всем мире автопроизводители стараются удешевить товар, чтобы в условиях кризиса сделать его привлекательней, а покупку новой машины — неотвратимой и безболезненнойВ особо умных европейских странах, например в Германии, федеральное правительство даже дотирует покупку новых машин, выплачивая по несколько тысяч евро каждому человеку, пожелавшему в нынешнее нелегкое время купить автомобиль.
Аналогичная ситуация и с сервисом. За него тоже борются, стараясь сделать техобслуживание сопоставимо доступным. Хотя в той же Европе с этим немного проще: если не уследишь за техническим состоянием своего автомобиля, не пройдешь техосмотр. А он ведь там не продается...
Зато у нас все иначе. Первым делом стали подниматься в цене автомобили. Следом за ними — сервис. Ощутимо дорожает нормо-час, так же ощутимо растут цены на запчасти.
Ну, с нормо-часом все ясно — он и есть основной доход дилера. А что с запчастями? Дилеры с максимально скорбным выражением лица уверяют, что большинство запчастей производятся в зоне евро или доллара и неизбежно дорожают из-за курсовой разницы. Плюс доставка, логистика, таможня.
На самом деле главная причина удорожания сервиса — безудержная жадность. Ведь Куршевель не подешевел, вилла на Канарах по-прежнему в цене, а норковая шуба для жены все так же небесплатна.
Когда на наш рынок пришел Daewoo Matiz, рычаг подвески для него стоил 180 рублей.
Автомобиль был дешевым при покупке и логично дешевым в обслуживании. Но за пять лет благоденствия соблазн поднять цены на все вокруг привел к тому, что еще в прошлом году (до кризиса) этот же рычаг подвески почему-то стоил уже 1800 рублей. То есть на пустом месте подорожал в 10 раз. И подорожал как раз в силу дикой жадности дилера. Которую в России почему-то принято называть «прибыльностью бизнеса».
И вот подоспел кризис. Народ массово отшатнулся от официального сервиса, который и так дорожал день ото дня. Для многих стало проще не ухаживать за машиной, а доезжать ее. А если уж ремонтироваться, то в гараже возле дома. Тем более что запчасти по Интернету стоят дешевле. Зато резко сократились очереди в ремзону, особенно по «жестянке». Если раньше попасть в кузовной цех можно было после трех-четырех месяцев ожидания, то сейчас у многих крупных дилеров этот срок сократился до двух недель.
Но официальным сервисам по-прежнему нужна «прибыльность бизнеса». Поэтому немногие оставшиеся клиенты станут платить дилеру за разбежавшуюся клиентуру, цены продолжат расти, все больше удаляясь от здравого смысла в сторону привычной жадности.
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Средняя цена запчастей на импортные автомобили с начала этого года увеличилась на 30–40%, стоимость нормо-часа в автосервисах к концу весны, по мнению экспертов, скорее всего «рванет» на ту же «дистанцию».