Проводят их в столице постоянно, хоть и не всегда гонки заканчиваются катастрофой. Кто они, уличные гонщики, что заставляет их забыть об осторожности ради нескольких секунд азарта? Об этом решил узнать “МК”.
Днем, перед заездом стритрейсеров, беседую в баре с одним из лидеров движения — Сергеем (никнейм SOS) из “Хонда-клуб”. Несмотря на название, движение объединяет не только “хондоводов”. Какую машину зарядишь, на такой и зарегистрируешься, тут главное — участие, любовь к адреналину, мания скорости. Так, Сергей увлекся этим быстрым делом 12 лет назад. Купил тогда “копейку”, довел до ума (говорит, перебрал всю). Разгонял он свою легенду до 200 км в час. Вот это ответ отечественного автопрома! И хотя Сергей признает, что хобби у него опасное, но настаивает на том, что оно имеет право на существование. Привожу пример недавней аварии “Ламборгини” на Ленинском.
— Кажется, этот парень в прошлом году приезжал на наше мероприятие, — говорит Сергей. — Хвастался, что его “Ламборгини” всех порвет. С ним поехал соревноваться наш человек на “Порше”. Ну что: слил “Ламборгини”, ключи оставил, за деньгами поехал. Видать, не впрок пошла наука.
Сергей объясняет, что шансов у “Ламборгини” не было никаких. “Порше” хоть и дешевле, но в него владелец вложил помимо начальной стоимости в 100 тыс. долларов еще столько же. Такие машины разгоняются до 100 км в час за 3,5 с. Это вообще стандартная ситуация для стритрейсеров: вложить в машину больше, чем она стоит изначально. Жалуются стритрейсеры-ветераны на новое поколение. Те покупают машину за очень большие деньги, “заряжают” ее, а вот ездить так, как надо, не умеют.
— Летит такой деятель на “заряженной” тачке, попадает на колею с водой. В результате машина теряет управление. Ну и в лучшем случае — авария.
Сергей с товарищами считают, что, прежде чем “бодаться” со “взрослыми”, новичкам следует чуть ли не год тренироваться на трассе в Мячкове. Там можно арендовать трассу и гонять не опасаясь. Но кто ж так поступит? Это ведь надо год ждать.
Договариваемся о том, что Сергей устроит нам показательный дневной заезд.
Встретиться договорились у Ледового дворца. И вот парадокс. Мы с фотографом приехали, а ни Сергея, ни его нынешнего соперника нет. Звоню. Оказывается, в пробке застряли. Спрашивается, зачем собирать сверхмощную машину, вкладывать в нее деньги и душу, а потом полтора часа стоять в пробке? Ну вот и они. Улица, на которой мы будем гонять, пустынна. Самое что ни на есть стритрейсеровское местечко. Обе машины “заряжены”, но без фанатизма. “Хонда S 2000” у Сергея и “Хонда Civic Type R” у его оппонента с никнеймом Lohmatyy из клуба Mangacar. Сергей свою машину превратил обратно из гоночной в “стайлинг”. Она брала призы на соревнованиях по автозвуку и аэрографии. Сергей собирается купить вторую такую же машину, чтобы подготовить ее к официальным гонкам в России и за рубежом. А вот Лохматый на своем “Цивике” добавил лошадиных сил. Спрашиваю: дорого? Отвечает, что у них все дорого. Аэрография на машинах, например, тоже денег стоит. Лохматый за миллион рублей купил свою тачку, сейчас вложил тоже “лимон”, но процесс неостановим. Специфика хобби.
Стоим на старте. Я вместе с Сергеем в машине. Лохматый кричит ему сквозь рев движка: “Все равно я тебя сделаю!”. Сережа пожимает плечами. Что здесь поделаешь, сила солому ломит. Но сегодня ребята показывают журналистам азы, задача “пободаться” не ставится.
— Ну что, на раз-два-три поехали? — кричит Сергей.
И они едут. Длина дистанции у стритрейсеров 402 метра. И я ее как-то не успеваю заметить. Уже приехали. Ощущения? Ну что вам сказать. На американских горках катались? Тогда поймете. Только без горок и скорость раза в два выше. Во всяком случае, мне так показалось. Весь заезд занял не больше 12—14 секунд. И ради этого столько сил и денег? Чтобы доказать, что деньги и силы потрачены не зря, Сергей начинает дрифтовать. Дрифтинг — это управляемый занос. Достигается за счет одновременного манипулирования сектором газа и тормозами. Впечатляет. Сидишь в кабине, как в миксере.
Впору вспомнить несколько фактов из жизни стритрейсеров. Зародились гонки в США в середине 80-х. Потом перешли к нам. Начиналось все с “тазиков” — отечественных переделанных авто. А когда стали доступны иномарки, то явление стало более массовым и с 2006 года приобрело официальный статус. Появились и официальные трассы по всей России (московские — это Тушино, Мячково, Фирсановка). Сейчас движение объединяет более 1000 человек. Обо всех официальных соревнованиях можно узнать из интернета.
Кто он, среднестатистический стритрейсер? Человек 25—45 лет с достатком выше среднего, любящий адреналиновый прилив, тратящий на свое хобби свободное время, а самое главное — большую часть свободных средств. Неорганизованные поединки — самый крупный поставщик аварий среди стритрейсеров. Место таких схваток — смотровая площадка на Воробьевых горах, безлюдные улицы. В среднем раз в месяц на площадке происходит хоть одна авария. Несмотря на то что организуются официальные заезды, молодежь упрямо стремится в нелегальщину. Что поделать, романтика ночных гонок.
Организованные стритрейсеры ведут светский образ жизни. Гонщики из СНГ встречаются как минимум раз в год. Недавно Сергей вернулся из Киева, где организовал заезды, посвященные 10-летию “Хонды С 2000”. Собралось около 40 машин. Соревновались в кольцевых гонках. Победу одержал стритрейсер из Одессы Юра (the Diesel). Там приключился забавный казус. Московский чемпион Костя Lektor обогнал местного безбашенного стритрейсера Ивана (Vaka). И в отличие от Кости Иван был на подготовленной машине и буквально живет на данной трассе.
Есть у стритрейсеров своя терминология. Кольцевые гонки — езда на скорость по специализированной замкнутой трассе. Гонка на 402 метра — езда на время по прямой. Стоковые машины — машины, не подвергавшиеся никакому тюнингу, на стандартной резине. Слики — специальная резина для кольцевых автогонок.
Самая известная отечественная авария произошла в прошлом году. На Воробьевых горах “бодались” BMW и Audi. Одна машина в результате въехала в столб, другая — в дерево. Водители получили серьезные травмы, обе машины сгорели. Стоимость участия в легальных гонках на 402 м — 500 рублей, на кольцевых гонках — от 800—1500 рублей за заезд из 5 кругов. Официальный самый большой выигрыш — 50 тыс. рублей (кольцевые гонки). На 402 метра — тысяч 20 рублей за 1-е место в классе. В неофициальном варианте бывает и так, что проигравший отдает ключи от машины. Представляете, сколько она может стоить?
Чего хотят стритрейсеры? Только одного: чтобы новички хоть немного предварительно учились управлять “заряженным” автомобилем. Ведь даже с монстрами-профессионалами случаются аварии. Для справки: только в Москве в 2008 году погибли 5 профессионалов. Сколько погибло “чайников” — неизвестно.
Стритрейсеры вообще считают, что массовость увлечению только повредит.