Можно подумать, что у российских автовладельцев не осталось никаких проблем и они ночей не спят, размышляя, как бы им украсить свою и без того роскошную автомобильную жизнь. Но сегодняшние дорожные реалии таковы, что новая никчемная услуга вряд ли будет востребована в массовом порядке. Да массовой она и не может быть хотя бы потому, что много “красивых” жестянок не случится. Если не обращать внимания на буквы, то одинаковых цифр в каждой серии из тысячи номеров выходит всего девять. И если в Москве на учет ежегодно становится около 300 000 новых автомобилей, то “ездить красиво” посчастливится 270 автовладельцам.
Серий типа “а ХХХ мр” и “е ХХХ кх” (то есть по-настоящему блатных, дающих широчайшие дорожные привилегии) в продажу, разумеется, не поступит. “Простые” же “красивые” регистрационные знаки могут стоить от 10 000 до 30 000 “деревянных” (даже ориентировочную цену в ДОБДД МВД РФ нам давать категорически отказались).
На наш взгляд, автомобильный люд по-настоящему бы увлекла возможность крепить на свои “ласточки” номера типа “КАТЯ”, “КРОЛИК”, “ВОЛЧАРА”. Да и дешевле вышло бы (платишь только за изготовление). Правда, номеров с именами всем бы опять не хватило (сколько у нас Саш, Оль, Борисов), но с прозвищами могло бы получиться веселенько. Но ГАИ идти на такой разгул дорожной демократии не хочет, ссылаясь на слабость баз, хотя на самом деле, как всегда, не хочет работать.
Что же касается главного мотива гаишного нововведения — борьба с коррумпированными инспекторами, торгующими “красивыми” номерами, — то это холостой выстрел. Дело в том, что большинство подобных знаков распределяется по звонку, среди нужных людей, совершенно бесплатно, и лишь незначительная часть действительно уходит налево.
Куда интереснее выглядит другая милицейская новация. Точнее, новое прочтение уже работающей схемы по постановке на учет новых автомобилей прямо в автосалоне. Во многих регионах она, повторимся, действует давно. До 2003 года работала и в Москве. Тогда при многих крупных салонах работали “дополнительные офисы” ГАИ. Автодилеры обеспечивали их оргтехникой, расходными материалами и даже автомобилями. В выигрыше оказывались все — и покупатели, не терявшие задаром время на регистрацию; и продавцы, заманивавшие клиентов дополнительной услугой; и гаишники, разгрузившие чужими руками свои МРЭО. Но тогдашний полицмейстер генерал Пронин лавочку прикрыл. Наверное, для того чтобы открылась другая — столичные дилеры и по сей день ставят клиентские машины на учет без очередей (по доверенности), но только в “одних воротах”. Проход через которые для новоиспеченного хозяина машины стоит от 350 до 550 долларов.
И вот прежняя практика возвращается уже не как самодеятельность на местах, но в виде постановления федерального правительства. Причем весь документооборот между дилером и автоинспекцией будет в духе времени — электронным. И это значит, что покупатель не только выгадает по времени, но и платить за регистрационные действия станет по госрасценкам, без посредников.
Жаль только, что подобных инициатив у отечественной автоинспекции куда меньше, чем PR-акций типа “красивых” номеров.
А КАК У НИХ?
В Британии продажа “красивых номеров” для авто стала хорошим источником доходов, идущих в пользу государства. Летом 2006 года в Великобритании на аукционе в Гудвуде за номер “М1” было заплачено 330 тыс. фунтов стерлингов — и это считается рекордной суммой, отданной за “красивый номер” в Соединенном Королевстве. По слухам, покупатель приобрел табличку для своего шестилетнего сына. Потенциально рекорд может быть побит. Считается, что, если в Британии когда-нибудь выставят на продажу номер “А1”, за него могут запросить до миллиона фунтов.
Весной 2008 года в Дубае прошел аукцион по продаже “красивых автономеров”, выручка с него составила $10 млн. Самая большая сумма ($926 тыс.) была заплачена за номер “50G”. Ранее на аукционе в Абу-Даби за табличку с цифрой 1 25-летний житель ОАЭ выложил $14 млн.