Схема может быть невероятно простой, но от этого не менее доходной. Уже сегодня предприимчивые дельцы могут во всеобщей японской суматохе буквально за бесценок скупать пострадавшие от наводнения праворульные машины и неплохо наваривать на них на Дальнем Востоке, даже несмотря на высокие таможенные пошлины на автомобильный секонд-хенд. Маржа все равно может выйти приличная.
Хотя, заметим, популярность в тех или иных регионах России авто с правым рулем хорошо иллюстрирует их доля на вторичном рынке. Если во Владивостоке, по разным оценкам, их количество составляет около 68%, то в Москве аналогичный показатель исчисляется десятыми долями процента. Надо заметить, что периодически обостряющаяся активность государства в деле сокращения импорта подержанных авто из Японии принесла свои плоды. Так, в январе 2011 года праворульные машины составили всего 0,3% от общего объема предложений на российском вторичном авторынке. А ведь еще в январе 2010-го этот показатель составлял чуть более 5%, в январе 2009-го — 9%. Вообще с некоторых пор расположение руля справа стало фактором, кардинально влияющим на стоимость авто. «Правый» аналог японской модели для европейского рынка в зависимости от класса авто будет дешевле на 15–30%. В первую очередь это вызвано туманными перспективами праворульных авто в России и связанными с этим вероятными трудностями с последующей продажей машины для потенциального покупателя. Да, за Уралом японские авто по-прежнему составляют основу автопарка. Но тот же техрегламент, разработанный Министерством промышленности и торговли, предусматривает драконовскую процедуру прохождения сертификации при ввозе праворульных машин. Поэтому при отсутствии заметных свежих вливаний и на вторичном рынке за Уральским хребтом активно растет доля предложения леворульных авто. Так что ожидать наплыва машин-«утопленников» из пострадавших от цунами районов Японии не стоит — соответствующий сектор авторынка просто-напросто умирает.
Теоретически автоторгаши могут заработать и на леворульных авто, ждавших в портах отправки в Европу и Америку. Хотя, как нам с уверенностью заявили в ряде российских представительств японских марок в России, такая вероятность стремится к нулю. Японский менталитет и особенности ведения бизнеса не позволят потомкам самураев пойти на столь неблаговидные сделки. И наверняка все пострадавшие от цунами авто будут уничтожены. Другими словами, системных поставок «утопленников» в РФ скорее всего все-таки не случится.
Другое дело, что могут вырасти очереди на японские марки в дилерских центрах. Хотя и тут все не так однозначно. Да, популярные у нас «Honda», «Toyota» и «Nissan» серьезно пострадали в катаклизме. Есть, очевидно, проблемы у «Mazda». Однако не стоит забывать, что значительное число продаваемых у нас моделей этих фирм производится в Европе и даже в России. А заводы «Mitsubishi» и вовсе не попали под удар стихии и пока работают практически в штатном режиме. Что же касается «Subaru» и «Daihatsu», то эти марки погоды на российском рынке не делают.
Можно говорить и о том, что европейским заводам еще на долгое время хватит комплектующих, поскольку практически каждая компания имеет гигантские склады буквально по всему миру и логистически совершенно несложно перенаправлять потоки деталей с одного производства на другое. Также несложно и собственно японским заводам, выйдя из кризисной ситуации, увеличить выпуск машин до нужных объемов. Так что скорее всего срок ожидания для клиентов если и увеличится, то ненамного.
…Хотя, судя по тому, как скупо общаются с прессой сотрудники российских представительств, обычно охотно и быстро комментирующие те или иные события автомобильной жизни, можно предположить, что точного положения дел не знают не только они, но и их коллеги в штаб-квартирах японских автопроизводителей. Связь с Японией во всех своих видах работает отвратительно, и даже обещанные к полудню вчерашнего дня официальные комментарии на момент подписания номера до редакции так и не дошли. Японцам, похоже, совсем не до того, сумеют они выдержать план поставок или нет.