Скользкие зимние дороги приучили водителей к некоторой осторожности: держать скорость пониже, а дистанцию — побольше. С приходом тепла так и хочется крикнуть: «Наконец-то можно расслабиться и ездить нормально!» Однако не стоит забывать о безопасности. Ведь обычный летний дождь может сделать скоростное прохождение какого-нибудь простого поворота не менее экстремальным, чем на льду зимой. Поэтому не надо терять навыки аккуратного вождения и расслабляться под весенним солнышком. Так, любой мало-мальски опытный водитель знает, что нельзя тормозить в процессе поворота. Давить на тормоз необходимо заблаговременно, до поворота. Сброс скорости перед маневром дополнительно прижмет передние колеса к покрытию, и железный конь послушно войдет в поворот. Не стоит совмещать руление и торможение. На мокрой дороге это может спровоцировать занос задней оси авто.
Или такое понятие, как дистанция до впереди идущего авто. На льду все понятно — чем она больше, тем безопаснее (в рамках здравого смысла, конечно). А сухой и теплый асфальт создает впечатление, что ее можно изрядно подсократить, почти вплотную прижавшись к бамперу впереди идущей машины, — торможение-то у нас ого-го какое эффективное! Это все так. Но кто вам обещал, что водитель впереди вас не сбросит резко скорость, заметив, к примеру, бросившуюся наперерез потоку собачку? И тормоза его авто окажутся как минимум не хуже, чем вашего? К тому же до того как ваша машина начнет тормозить, потребуется какое-то время, чтобы вы заметили маневр движущегося впереди автомобиля и нажали на педаль тормоза. А еще самой тормозной системе для срабатывания требуются обусловленные конструкцией доли секунды. В общем, держать дистанцию стоит всегда, вопрос — какой она должна быть величины. Давать рекомендации, оперируя метрами, сложно — хотя бы по той причине, что далеко не у всех глазомер совпадает с показаниями рулетки. Прагматичные американцы давным-давно придумали, как каждый человек может оценить безопасное расстояние до задних габаритных огней впереди идущего транспорта. Для этого нужно перевести его в секунды! То есть прикинуть, за какое время при данной скорости машина проехала бы дистанцию до этих самых «габаритов». Эмпирическим путем было выведено, что на сухом асфальте стоит держаться как минимум в двух секундах позади впередиидущего. На мокром — не менее чем в трех. Понятно, что этот метод тоже не панацея, поскольку многое тут зависит от человеческого фактора, но какой-то осязаемый ориентир он дает. Кстати, о мокром асфальте. За зиму большинство водителей практически забывают про явление, называемое аквапланированием (когда колеса машины, попавшей в лужу, теряют контакт с дорожным покрытием и автомобиль становится неуправляемым). Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно помнить две вещи. Во-первых, соблюдайте осторожность на мокрой дороге, в реальных дорожных ситуациях риск аквапланирования проявляется уже на скоростях выше 50 км/ч. И во-вторых, аквапланирование тем вероятней, чем больше степень износа покрышек. Вывод прост: не гоняйте в дождливую погоду и следите за состоянием резины!
Огромное количество ДТП приходится на ситуации, так или иначе связанные с обгоном. Похоже, что общеизвестная истина — не начинать обгон, когда встречная полоса недостаточно просматривается, — мало кого удерживает от рискованных маневров. Однако если вы решились на обгон, постарайтесь не напрягать своими действиями соседей по потоку и встречных водителей. Во-первых, убедитесь, что встречная полоса свободна на достаточном для спокойного обгона отрезке. Не начинайте маневр, не убедившись, что кто-то сзади не начал обгонять вас. Оцените, есть ли место для вашей машины перед обгоняемым транспортным средством: вклинивания с миллиметровыми зазорами перед тяжелогруженым дальнобойщиком в лучшем случае заканчиваются серьезным ремонтом. Помните, что дороги в городе — не гоночный трек! Используйте для своих экстремальных тренировок специально подготовленные трассы.
Весной количество машин резко увеличивается, поэтому планируйте траекторию своего движения с необходимой для маневрирования дистанцией.
Водите безопасно!