—Новая транспортная стратегия столицы предусматривает вложение огромных денег в реконструкцию дорог и строительство развязок. Это, безусловно, нужно. Но существуют более дешевые способы решения проблемы, — говорит автор исследования, руководитель «Московского центра борьбы с пробками» Александр ШУМСКИЙ.
Чего только не было обнаружено в ходе исследования – и отличные новые трассы, простаивающие годами; и заброшенные павильоны метро; и «платные» дороги, функционирующие под видом парковок...
Взять, например, две недавно построенные эстакады над МКАД, расположенные по соседству: одна на 83-м км кольцевой автодороги, другая – на 87-м. Особенно поражает безалаберность с эстакадой на пересечении с 83-м км.
Если посмотреть со спутника (а с нынешними возможностями Интернета это не проблема), можно увидеть потрясающую картинку: огромная 4-полосная эстакада начинается в поселке в пределах МКАД и уходит в никуда. Ну не то чтобы совсем уж в никуда – на Лианозовское кладбище.
—Мы спросили у представителей Москомархитектуры, с какой целью она была построена? Те только развели руками, — недоумевает Александр Шумский. — На самом деле я думаю, что когда-то эстакада задумывалась как дорога из Москвы в поселок Северный за МКАД (он тоже является частью столицы). Эстакаду построили – а про остальной кусок дороги забыли.
На пересечении с 87-м км МКАД раньше находился деревянный мост, его снесли при реконструкции МКАД. Новый мост перекрыли сразу после возведения, и нынче он используется исключительно как пешеходный. Но вообще-то мог служить и для автомобилей.
— Мы слышали, что в этом месте за МКАД много военных поселков, их жители и перекрыли мост, — высказывают версию авторы исследования.
Южный выход станции метро «Аннино», который был построен несколько лет назад, до сих пор не введен в эксплуатацию. И выглядит не как вестибюль самого красивого метро в мире, а, скорее, как творение неизвестного архитектора. А ведь всего-то и нужно – установить кассы-турникеты и открыть на радость людям. Выиграют все: пассажирам метро не нужно будет переходить дорогу (вестибюль соединен с подземным переходом, напрямую ведущим к станции); автомобилистам не придется простаивать на светофоре.
Другой неработающий выход — из станции метро «Царицыно». По нему пассажиры смогли бы попасть к междугородной автобусной станции. Но власти считают, что открывать этот переход нецелесообразно.
Еще одно сомнительное достижение автодорожников – левый поворот с Варшавского шоссе в сторону юго-запада Москвы. Прекрасная новая дорога – с разметкой, знаками, даже светофор мигает – бездействует минимум год. Вроде как подрядчик не может согласовать формальности. Как рассказывают водители, часто пользующиеся Варшавкой, еще недавно здесь заседали в кустах гаишники, ловили «нарушителей поневоле».
Из Бирюлева-Восточного не попасть в Бирюлево-Западное, из Царицына — в Чертаново. Проезд через Павелецкое направление железной дороги отсутствует на протяжении 10 км. Транспортники предложили подвести подъездные дороги к двум существующим «проколам» под железнодорожными путями. Достроив 800-900 метров, можно было бы связать 6-ю Радиальную улицу с улицей Подольских курсантов. Но этого не делается.
Улица Дубнинская. Переезд через техническую железнодорожную ветку перекрыт бетонными блоками (поезда ходят крайне редко). Улицы в районе перегружены. Водители вынуждены совершать огромные перепробеги.
Трамвайные рельсы на Лесной улице, упирающиеся в забор, выглядят как издевательство. В результате создаются «пробки» на улицах Новослободская, Лесная и Палиха.
Деревни Новокурьяново и Щиброво, входящие в район Южное Бутово (Юго-Западный округ Москвы), отрезаны от цивилизации в прямом смысле. Кататься по таким буеракам можно только на вездеходе. Жители добираются до поликлиники и школы, ко которым они прикреплены по месту регистрации, в объезд. Объехать нужно ни много ни мало 20 км. Проложить прямую дорогу длиной около километра чиновники время от времени обещают. Но не более того.
Единственный округ столицы, к котрому у авторов работы мало претензий — Западный. Улицы связаны между собой лучше, чем где бы то ни было; почти нет дорог, перекрытых без причины или по глупости. Тем не менее, эксперты сдерживаются от восторгов в адрес местных властей.
— Округ стратегический, в нем живет много чиновников, опять же Кутузовский проспект здесь проходит, Рублевка. Хочешь – не хочешь, а надо соответствовать, — комментирует Шумский.
В Подмосковье, кстати, «оригинальных» решений транспортной проблемы тоже хватает. Как вам, например, новая услуга от подмосковных предпринимателей — платная парковка с возможностью въезда в Химки? Плакат такого содержания уже который месяц висит в районе улицы Панфилова, что в Химках.
— Предприимчивые ребята перегородили въезд в Химки, устроив якобы парковку. Платишь 100 рублей – и проезжаешь без проблем, —рассказывает Шумский. – Мы с экономистами подсчитали: на этом месте можно заработать 10 миллионов рублей в месяц.
15 июля Александр Шумский официально передал материалы исследования мэру Москвы Сергею Собянину, заместителю мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николаю Лямову и заместителю мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину.