Если на клетке со слоном написано «обезьяна»…
— Поздравьте меня, девочки, — со счастливой улыбкой на лице влетела в свой офис Татьяна Д. — Закончились мои трамвайные мучения — я покупаю новую машину!
Девочки, углубившиеся кто в документы, кто в компьютер, отозвались вяло: поздравляем…
— Нет, вы не понимаете, — стояла на своем Татьяна, — я покупаю нового «мерина»! Точно такого, как у нашего Славика!
Девочки оживились:
— «Мерседес»? Откуда у тебя такие бабки? Он же не меньше двух лимонов…
— То-то и оно! — воскликнула Татьяна. — А я плачу за него всего миллион сто!
Навстречу Татьяне из-за стола вышла Ольга Александровна — самая рассудительная из всех:
— А тебя не обманули? — с подозрением покосилась она на Татьяну. — Договор с тобой?
Татьяна из сумочки вытащила пачку бумаг и протянула Ольге Александровне.
— Милочка! Если не обманываешь ты, значит, обманули тебя. Посмотри — здесь черным по белому написано: с тебя один миллион девятьсот тысяч рублей. И твоя подпись…
Татьяна побледнела. В договоре действительно стояла именно ее подпись. Под суммой, которую она видела… впервые.
Почти следственный эксперимент
Откачивали Татьяну кто чем мог. А когда привели в чувства, учинили допрос. Выяснилось, что договор купли-продажи автомобиля она заключала с продавцом — ООО «Диалог» — самым обыкновенным, не вызывающим подозрения образом: внимательно прочитала первый экземпляр и подписала. А чего ж не подписать, если нового «мерина» продают за сущие копейки?
Вот только смутило Татьяну, что экземпляров договора было три… Но ведь менеджер по продажам объяснил: первый экземпляр остается у Тани, второй — у автосалона, а третий нужен бухгалтерии якобы для отчетности.
Ольга Александровна почесала лоб и призвала сочувствующих:
— Бабоньки! Дело нечистое. После работы идем в автосалон…
Ни о чем не подозревающий менеджер автосалона Алексей под зорким оком Ольги Александровны предложил подписать договор купли-продажи еще одной жертве — восторженной даме средних лет. Жертва бойко подписала. Причем тоже — три экземпляра. А на руки получила, как и положено, один.
— Вот оно что… Позвольте полюбопытствовать, — улыбнулась даме Ольга Александровна, — вас надули так же, как и нас?
Дама растерялась.
— Да вы не тушуйтесь. Вы посмотрите, сколько стоит ваша машина…
Дама впилась глазами в договор и схватилась за голову:
— О Боже! Здесь совсем не та сумма!
Менеджер по продажам Алексей, учуяв неладное, предпочел исчезнуть за дверью с кодовым замком. А потому пришлось вызывать начальство.
— Это называется мошенничество! — наступая на директора, воскликнула Ольга Александровна. — Вы подсовываете покупателям три экземпляра договора! В первом вы указываете сумму со скидками, а во втором и третьем — реальную, без скидок! Вы пользуетесь тем, что они читают, как правило, только один экземпляр — первый. А остальные уже подписывают не глядя! А потом вы просто уничтожаете первый — с заниженной ценой!
— Это какая-то ошибка, — нервно пролепетал директор.
Ошибка, как выяснилось позже, в автосалоне ООО «Диалог» была не единственной, а хорошо спланированной. По некоторым данным, от нее пострадали около двадцати чрезмерно доверчивых покупателей…
Мы за ценой не постоим?
Уже давно пора в Гражданский кодекс вносить обязательное к выполнению требование: размер шрифта в документах должен позволять беспрепятственно его читать. Ибо первый и главный способ умышленного введения потребителя в заблуждение — глумление над его зрением.
А пока нам, увы, приходится читать именно то, что подсунут, не стесняйтесь: читайте. Читайте час, читайте два, читайте по слогам и по буквам. И не стесняйтесь спрашивать: почему написано именно так? Помните, что автор договора — автосалон. Стало быть, он как автор и придумывает условия, выгодные исключительно ему. Он разрабатывает их тщательно, иногда — годами, а вам предлагает принять их за пару минут.
Не стесняйтесь предлагать свои условия, выдвигайте свои требования и просите внести их в договор, ибо договор — это то, о чем вы договорились, а не то, что единолично навязал вам автосалон. Не идет салон на уступки — отправляйтесь в другой салон. Ведь вас все равно не отпустят и скорее всего пойдут на попятную: салону нужен клиент. Ему нужны ваши деньги.
Будьте готовы к тому, что во имя денег салон подсунет вам три якобы одинаковых экземпляра договора, первый из которых (подлежащий уничтожению) будет содержать заниженную цену, а второй и третий (который вы вряд ли станете читать) — цену реальную.
Читайте! Сравнивайте между собой все экземпляры договора! В противном случае, подписав договор, вы обязаны будете оплатить именно ту сумму, на которую вас ловко развели, а не ту, на которую вы рассчитывали.
Ведь согласно статье 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму. И если (как указано в части 4 статьи 486 ГК РФ) покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. То есть продавец вправе требовать оплаты товара, а также требовать забрать у него товар.
Иными словами, Татьяне Д. скорее всего придется расстаться с той суммой, под которой она расписалась!
Но поскольку автомобиль — это не бутылка водки и не выдается стоящим за прилавком продавцом в обмен на деньги, возможно применение статьи 487 ГК РФ о предварительной оплате товара. Но и здесь потерь не избежать: если покупатель откажется от предварительной оплаты, то на основании статьи 328 ГК автосалон вправе требовать возмещения причиненных убытков.
Какие именно убытки получил не продавший автомобиль автосалон и какую сумму он выставит вам, попробуйте угадать…
P. S. Совпадение некоторых имен и названия автосалона следует считать случайным…