Безуспешно помаявшись денек-другой с регистрацией, значительное число граждан решают плюнуть на закон и кататься, что называется, без номеров. На свой страх и риск. В этом лично смогли убедился корреспондент «МК», посетив отделения Гостехнадзора в Москве и Московской области.
Больше всего удивило, что в этой структуре нет единых правил приема населения. Ну вот, к примеру, во всех подразделениях ГАИ — одинаковые дни и часы приема моторизованных граждан. В Гостехнадзоре все иначе. Москва и область работают по совершенно разным расписаниям, К примеру, в столице вас ждут во вторник, среду и четверг, а в пригороде — в понедельник, среду, четверг.
И даже перечень документов, необходимых для постановки мототехники на учет, разный. Так, Гостехнадзор Подмосковья для совершения регистрационных действий, кроме паспорта самоходной машины (ПСМ – аналог ПТС на автомобиль, только выдаваемый на трактора, погрузчики, квадроциклы и прочие самоходные машины), договора купли-продажи и акта приема-передачи, в обязательном порядке требует кассовый чек или оригинал платежки из банка. Ей богу, будто не технику на учет пришел ставить, а в налоговую инспекцию подавать справку о неучтенных доходах.
К тому же, с концами отдав в архив Гостехнадзора документ об оплате дорогостоящей техники, будет крайне сложно (да чего уж там – просто невозможно!) отстоять свои потребительские права в случае серьезной поломки техники. Но этот аргумент областной Гостехнадзор ни капельки не смущает. Его сотрудники так прямо и говорят — ваши возможные проблемы нас не колышат. Гони чек – и будут тебе номера на снегоход или квадроцикл, а коли нет документа об оплате – ступай на все четыре стороны. На наш взгляд, столь странная позиция должна вызвать интерес прокуратуры. Ведь это тоже самое, что требовать чеки и товарные накладные на подгузники и пеленки работнику ЗАГСа, когда к нему приходят родители получать свидетельство о рождении…
Кстати, в ГИБДД, чтобы поставить автомобиль или мотоцикл на учет, нужны всего-то ПТС, договор купли-продажи, акт приема-передачи товара, полис ОСАГО и паспорт гражданина РФ. Для Гостехнадзора требуется намного больше бумаг. К вышеперечисленному добавьте сертификат соответствия, грузовую таможенную декларацию (если техника ввезена из-за «бугра»), выписку из госреестра продавца (где рассказывается, какими видами деятельности может заниматься продавец. И если в этом перечне не будет пункта о торговле снегоходами и тракторами, то человеку откажут в постановке на учет. Хотя он то здесь при каких делах?). Согласитесь, выяснение подобных обстоятельств – прерогатива налоговиков, но уж никак не структуры, отвечающей за состояние самоходных машин).
Кстати, по поводу вышеупомянутых документов. Доходит до бреда. Скажем, в Гостехнадзоре Москвы невозможно поставить на учет квадроцикл, снегоход или даже трактор, если его название не внесено в базу данных данной госструктуры. Ну ведь не человек, пришедший ставить на учет внедорожную мототехнику виноват в том, что в отделении Гостехнадзора неполная база? Причем и этот бредовый процесс протекает издевательски — на сверку с базой уходит 7-10 дней! Хотя и в Гостехнадзоре не звери сидят — вы сами, посетив центральный офис конторы, можете внести свой редкий квадрик в реестр. Правда, если предоставите сертификат соответствия на данную модель. Нет сертификата – гуляй, Вася! При этом закон отводит 5 суток на постановку на учет. И если прошляпили эти дни, то сотрудник Гостехнадзора обязан составить протокол и выписать штраф на 100 рублей. Не бог весть какие деньги, но репутация добропорядочного гражданина подмочена — пусть и по административной статье, да привлекался…
А еще, как выяснил «МК», влипают в крайне неприятную историю и те владельцы внедорожной мототехники, у которых в основном документе (то бишь в ПСМ), таможенники не указали наименование техники, вписав лишь название модели. Ну, скажем, по науке должно быть «Мотовездеход Yamaha Grizzly 650», но таможенники забыли вписать в ПСМ слово «мотовездеход». Баста: возможности поставить квадрик на учет нет до тех пор, пока ее владелец не съездит на таможню и не попросит внести в документ соответствующее дополнение. Особенно приятной поездочка выйдет, если ты живешь в Москве, а таможенный пост, допустивший «косяк», «проживает» в Питере или Владивостоке… Казалось бы, ну что такого в отсутствии наименования? Сотрудники Гостехнодзора обосновывают свое бредовое требование ими же придуманной обязанностью гражданина доказать, что он купил именно «мотовездеход» или «снегоболотоход», а не, скажем, самолет или катер… Хотя уже сам ПСМ, выданный таможней, говорит о том, что это самоходная машина, которую нужно регистрировать в Гостехнадзоре, а не в ГИБДД, ГИМСе или Росавиации. В конце-концов, инспектор Гостехнадзора может и самолично удостовериться, что за техника перед ним стоит. В общем, все для людей. Хотя подобное ведение дел легко объясняется. Сегодня «левая» услуга по беспроблемной регистрации такой техники стоит 10 000 рублей. По крайней мере, именно за эту сумму предлагали нам свою помощь крутящиеся в офисах Гостехнадзора жучки, когда мы с вытянутыми от удивления лицами изучали тамошние информационные стенды.
Не будем — пока! — говорить за Подмосковье, но вот главный герой сложившейся ситуации в Москве — начальник столичного Гостехнадзора г-н Андриенко. Между прочим, от его бурной деятельности страдают и его же подчиненные. По их словам, ведомство находится в столь бедственном положении, что сотрудники районных инспекции даже канцтовары покупают со своих зарплат. А компьютеры, принтеры и ламинаторы в минимальном количестве имеют только благодаря спонсорской помощи организаций, торгующих квадроциклами и снегоходами.
Доходит до смешного. По устному указанию Андриенко в районных инспекциях выдают талоны техосмотра, бланки которых действительны до… 2011 года! Инспектора рукой вписывают фразу, что талон «действителен до 2012 года», но такого рада дополнения не вписываются в нормы права, а обладатель подобного «лобовичка», повстречавшись на дороге с гаишником или сотрудником Гостехнадзора другого региона, рискует поиметь весьма крупные неприятности. А причина шельмования с талонами ГТО весьма банальна: с прошлого года слишком много осталось неизрасходованных бланков и пока большая их часть не будет реализована, пускать в оборот «лобовички» нового образца г-н Андриенко своим подчиненным не рекомендует.
Остается добавить, что подобный бардак (а иначе, увы, и не скажешь), характерен не только для столичного Гостехнадзора. «МК» продолжает надзирать за ситуацией…