Но сначала — хорошая новость. В нашей публикации мы, в частности, рассказывали о том, что, по воле начальника столичного Гостехнадзора г-на Андреенкова, владельцам квадроциклов, снегоходов, тракторов, бульдозеров и другой самоходной техники в этом году выдавали прошлогодние талоны ГТО, вписывая в них фразу, что, мол, они действительны. Однако подобная филькина грамота выходила боком при встрече с любым инспектором ГАИ или сотрудником Гостехнадзора другого региона со всеми вытекающими: снятие номеров, эвакуация техники и даже лишение «прав». Так вот уже в день выхода нашего материала в свет просроченные талоны были изъяты из всех отделов столичного Гостехнадзора. Увы, на остальную критику в ведомстве внимания, похоже, не обратили.
Другим итогом публикации стал звонок в редакцию группы владельцев самоходной техники из подмосковных Люберец. По их словам, местное отделение Гостехнадзора в самый разгар летних отпусков подложило гражданам жирнющую свинью, непринужденно закрыв свой офис почти на три недели в связи с уходом в отпуск… всего поголовья сотрудников! Да и сегодня прием здесь нередко заканчивается c первой же минутой работы офиса — компьютер ломается и гражданам предлагают заглянуть через недельку-другую. Подобное сложно представить даже в ГАИ, не говоря уж о чиновниках всех остальных госструктур, по определению обязанных оказывать населению госуслуги по первому требованию. Или мы имеем дело с частной лавочкой?
Увы, но похоже на то. Чего только стоит процесс подачи заявления на регистрацию техники. В той же ГАИ процесс хотя и бесконечно затянут, но, по крайней мере, прост. Приезжаешь в МРЭО, отдаешь в окошко документы и тебе через какое-то время выдают заполненное заявление, необходимые квитанции и прочее. В Гостехнадзоре все иначе. Тут ты сам должен заполнить бланк заявления по образцу. Скажем честно, даже с третьей попытки без ошибок сделать это практически невозможно — от обилия ненужных и непонятных пунктов, подпунктов и параграфов бросает в дрожь. К тому же заполнять бланки приходится в буквальном смысле на спинах друг у друга (в лучшем случае три стула делят между собой 15-20 человек).
Между прочим, даже ГИБДД через сайт госуслуг позволяет продвинутым пользователям пройти процедуру регистрации авто по записи. Гостехнадзор таким сервисом, увы, козырнуть не может. Даже интересно, чем таким заняты начальники Гостехнадзора Москвы и области, если они не в состоянии организовать элементарную работу своего ведомства на современном уровне.
Но продолжим аналогии с автоинспекцией. В каждом регистрационном подразделении ГИБДД имеются терминалы (пусть и с грабительским процентом) для оплаты госпошлин, дабы людям не приходилось ехать за два квартала в банк. В Гостехнадзоре подобных удобств так же нет. И, например, в ближайшем к офисам Гостехнадзора по Восточному и Юго-Восточному округам Москвы банке на Бойцовой улице очереди растягиваются минимум на полтора часа.
Или вот еще пример ненавязчивого российского сервиса в исполнении Гостехнадзора. Лишь в редких округах Москвы и районах Московской области на учет ставят технику в день обращения. Обычно, забрав документы, надзорщики говорят людям, что по их регламенту у инспектора есть 5 дней на совершение таинства регистрации, так что приходите завтра (послезавтра, на следующей неделе — нужное подчеркнуть). При этом документа, подтверждающего, что вы сдали бумаги на дорогостоящую технику (напомним, их в несколько раз больше, чем требуется при постановке на учет автомобиля и среди них — весьма экзотические), вам не дают. И что делать гражданину в случае их потери? К тому же отдав на несколько дней документы в Гостехнадзор, владелец техники по-просту не может распоряжаться своим имуществом (ни перевезти на прицепе, ни покататься в лесах-полях). В некотором смысле Гостехнадзор посягает на конституционное право граждан на свободу передвижения, по сути запрещая эксплуатацию техники без суда и следствия. Недавно жертвой гостехнадзорских бюрократов стал один из жителей Центрального округа столицы. Сдав документы на регистрацию своего экскаватора, он «нарвался» на милицейскую проверку стоянки. За то, что он не сумел предъявить бумаг, подтверждающих право собственности, его экскаватор отправили на штрафстоянку. Убытки составили более 40 000 рублей.
К слову сказать, в той же Москве человек, проживающий в Северном, а прописанный в Южном округе должен ставить свой квадрик или бульдозер на учет именно в последнем. Даже не смотря на то, что база у всех подразделений Гостехнадзора Москвы одна (пусть и часто «виснущая», из-за чего нередко прием населения заканчивается, не успев начаться). Между тем стоимость перевозки того же бульдозера с одного конца Москвы на другой выйдет не меньше чем в 25 000 рублей. К чему чинить людям такие препоны – не понятно. Даже ГИБДД пошла навстречу трудящимся и сегодня снять-поставить авто на учет в пределах одного региона можно в любой его точке. Что, Административный регламент, утвержденный правительством страны, для Гостехнадзора не писан? Оказывается писан. Но только свой, ведомственный, типа приказа — что хочу, то и ворочу. Но даже на него сотрудники ведомства кладут с прибором. Так, гражданам отказывают во многих вполне законных просьбах (например, в получении единичного акта осмотра техники) по устному указанию замначальника столичного Гостехнадзора г-на Сотникова А.А. На требование же выдать мотивированный отказ отвечают, простите за тавтологию, отказом. Мол, распоряжение начальства не законное и подставляться мы не будем. Неужели и этот факт не интересует прокуратуру?
Замечательно плюют в этой конторе и на другие федеральные законы. Скажем, согласно ГК РФ любую технику (автомобиль, моторную лодку, трактор, снегоход и т.д) гражданин имеет право поставить на учет, имея на руках договор купли-продажи, составленный в простой письменной форме. Но все иначе в гостехнадзоровском королевстве. Тут — только через комиссионный магазин. А тот, в свою очередь, имеет право проводить подобные сделки с техникой, уже поставленной на учет. Разорвать замкнутый круг можно. За 3000-5000 рублей в карман нужному человечку из Гостехнадзора...
Но вот с «бумажными» делами вы с грехом пополам справились и получили номерные знаки. Дело за малым — пройти техосмотр. Разумеется, гостехнадзоровцы и здесь ставят палки в колеса. Во-первых, «лобовички» выдают (даже на новую технику) всего на один год, хотя согласно «правильному», а не ведомственному Административному регламенту должна действовать автомобильная формула 3+2+2. А если учесть, что иные снегоходы и квадроциклы стоят как иномарки премиум-класса, да и по технологиям от них мало чем отличаются, то подобный подход иначе чем дополнительным налогом назвать сложно. Во-вторых, сама процедура проведения ГТО весьма формальная: инспектор смотрит на внешний вид техники, сверяет номера, после чего, если вы не вызвали у служивого отвращения, он, быть может, соблаговолит выдать заветный «лобовичок». А может и отказать, заявив, скажем, что «гусеница на снегоходе слегка подспущена, из-за чего тормозные коэффициенты на левой и правой лыжах разные»… Разумнее было бы исключить из этой профанации слово «технический», ибо через диагностический стенд технику не прогоняют, а оценку состояния квадроцикла или снегохода, поставленную что называется «на глазок», нельзя назвать объективной. Зато коррупционно емкой — запросто.