Стив Маттин – дизайнер с именем, причем, довольно громким. За его плечами 18 лет плодотворной работы в Daimler-Benz, куда он пришел сразу после окончания университета Ковентри, а в портфолио – А-класс, последний рестайлинг W140, а также SL, ML и GL. Потом, в течение четырех лет (с 2005-го по 2009-й годы) он занимал должность вице-президента по дизайну Volvo и принимал непосредственное участие в создании нынешних S60, V60, а также кроссовера XC60...
В общем, список вполне приличный. И, стоит заметить, что англичанин был для своих прежних работодателей не просто создателем конкретных моделей, а соавтором или даже автором новых фирменных концепций – что немцы, что шведы сменили имидж именно при нем. Теперь перед новым главным дизайнером «АвтоВАЗа» стоит еще более сложная задача – опаздывающий на несколько десятилетий дизайн Lada, с которым пока не совладал ни один человек. На предыдущих местах работы Маттин не проваливался ни разу, но все когда-то бывает впервые, тем более, в России.
Все дело в том, что дизайнер в первую очередь – художник. Но эта должность во многом очень зависимая. Производства, маркетинг... Каждое из этих направлений способно поставить крест на любом даже не очень смелом проекте. Посмотрите на шикарнейшие прототипы Mazda, а потом на текущий модельный ряд компании. Разница между ними огромна, и это притом, что на рынке есть огромное количество куда менее симпатичных машин. Проблема в деньгах – после развода с Ford японцы в первую очередь стараются жить по средствам, и просто не в состоянии позволить себе выпустить на рынок что-то действительно необычное. Да что говорить – созданный самим же Маттином Volvo S60 Concept был просто великолепен, но, в конечном счете, оказался довольно прозаичным седаном с не менее прозаичным салоном... Так везде и всюду. Из относительно свежих авто на это поприще, пожалуй, выделился лишь Nissan Juke. Но он создавался под диктовку маркетологов, так что оставшиеся в меньшинстве производственники были вынуждены принять предложенные правила игры.
На «АвтоВАЗе» так не будет. И вопрос тут даже не в пресловутом качестве, а в возможностях производства и традиционной для завода скорости обновления модельного ряда (по этому параметру крупнейший российский производитель, боюсь – худший в мире). Тотальный застой в Тольятти складывался даже не годами, а десятилетиями, и чтобы переломить ситуацию нужно обладать не только талантом художника, но и определенным авторитетом, и соответствующими полномочиями, которых у Маттина, скорее всего, не будет.
Иными словами свой первый полноценный концепт Стив может представить уже через год на следующем MosIAS, вполне возможно к этому моменту появятся и эскизы некой товарной машины, но когда она окажется на конвейере (и окажется ли вообще) – огромный вопрос. Если как Kalina – спустя пятнадцать лет после создания, вряд ли это можно будет назвать удачным разрешением сложившейся ситуации.