Комсомольская площадь — как лакмусовая бумажка. Почти все действия городских властей так или иначе отражаются на ней. Не стал исключением и закон о такси. Машин с черно-желтыми шашечками перед вокзалами как всегда много. Водителям, правда, пришлось потесниться: на площади обустраивают новые парковки. Как следствие, такси стоят вдоль ограды стройплощадки. Смущает одно — почти не видно фирменных перевозчиков.
— Раньше на первой линии могли стоять машины только крупных таксопарков, — говорит водитель Михаил. — Бомбилы сюда не совались. Сейчас же от выходов с вокзалов нас переместили чуть в сторону, и мы попали прямо в вотчину частников. Делиться местами они, естественно, не захотели. Многие водители из крупных фирм решили поработать в других местах, пока здесь обустраивают новую парковку.
Забудем про дележ мест. Клиенту, в конце концов, все равно, кто его везет. Главное, чтобы все было по-честному и безопасно. Новый же закон, по идее, гарантирует, что все таксисты последние два требования будут соблюдать в равной степени. Мы поинтересовались у одного из «новых бомбил», соответствует ли его автомобиль всем правилам.
— Насколько я знаю, закон вступает в силу 1 января, — говорит наш собеседник. — Лицензия у меня уже есть, фонарь на крыше прилеплен, но все остальное ставить буду ближе к Новому году.
Штрафов за нарушения пока нет. Карать водителей рублем полиция сможет только с 2012 года. Перевозка пассажиров без лицензии будет грозить потерей 5 тысяч рублей. Невыдача кассового чека или отсутствие в салоне информации о стоимости поездки влечет за собой штраф в тысячу рублей. Если же на автомобиле не окажется фонаря и шашечек — водитель заплатит 3 тысячи рублей. Ловить нарушителей будут инспекторы ГИБДД. Правда, как — пока никто не знает.
Так как при оформлении лицензии автомобиль предъявлять не обязательно, многие бомбилы получают разрешение на извоз, не исполняя остальные требования закона. Между тем таксометр или шашечки — это только некоторые из его установок. В документе кроме этого прописано, что водитель обязательно должен пройти предрейсовый технический и медицинский осмотр. Как это будут делать частники и тем более как это будут проверять полицейские — непонятно.
— Наклейка с тарифами в салоне, таксометр, шашечки и фонарь снаружи у машины были всегда, — рассказывает водитель одного из крупных таксопарков. — С новым законом мы дополнительно получили только лицензии. Все остальное и так соответствует правилам. Каждодневный медосмотр в таксопарке у нас все водители проходят. Бомбилы, насколько я знаю, ничего этого делать не будут. Показываться врачу им негде, осматривать машину некому. Более того, многие из них не знают, что они обязаны каждые полгода проходить ТО. Если вспомнить, сколько стоит эта процедура в сервисе, сомнительно, что они будут латать машину так часто.
Итог прост: пока у ГИБДД не появится возможность штрафовать бомбил, закон работать не будет. Непонятно, правда, будет ли толк, даже когда полицейские смогут карать их рублем. Нужно же как-то доказать, что он везет людей с целью заработка, а не подвозит, допустим, «друга». Опять-таки сложно проконтролировать выдачу чеков. В маршрутках, по идее, тоже чеки давать должны...