Задача для начинающих математиков средней школы. Если в Европе 1 км строительства новой дороги ни при каких обстоятельствах не превышает 10 миллионов долларов, а в случае городской застройки, то есть при наличии развитой инфраструктуры вокруг, плещется на уровне одного миллиона, сколько процентов составил «откат» при строительстве МКАД, если только по официальным данным 1 км обошелся в 100 миллионов долларов? Получается 99%. Но это было в далеком 1995 году. Первый километр Четвертого транспортного кольца построили уже за 670 миллионов долларов… От возникшей иллюзии отката в 669 миллионов долларов захватывает дух. Но за этот абсолютный мировой рекорд дороговизны строителей хотя бы упрекнули, а за Сколковсую нанодорогу, развалившуюся за три месяца, построенную из расчета миллиард рублей за километр никого даже не тронули, хотя нарисовавшийся откат в 32 миллиона долларов с каждого км составляет вполне привычные 96%.
Что из этого следует? Что объемы дорожного строительства должны быть удвоены и на эти цели государство выделит 8 триллионов рублей на грядущие 8 лет. По триллиону рублей в год.
При этом руководитель Росавтодора товарищ Чабунин жалуется, что денег не хватает и пора строить однополосные дороги, чтобы туда народ проехать смог, а обратно уже нет.
К обещанным восьми триллионам есть уточнение. К деньгам требуются «новые подходы по привлечению инвестиций». Пока в арсенале привлекающих подходы только старые в диапазоне от паяльника до звонка сверху. Как выглядят подходы новые не совсем понятно и, главное, не очень четко прорисовывается денежный источник. В любом случае это некое лицо, умеющее брать в долг. В стране кредитных олигархов, богатство которых определено не только рейтингом Форбс, но и непроглядной темнотой долговой ямы, инвестор это тот, кто умеет получить еще. В качестве подсказки уточняется, что правильный ответ, дающий ключик к триллионам, в активном использования частно-государственного партнерства. Но это партнерство и так излишне активно используется: государство дает деньги, частное лицо их берет и делится. Если ключевое слово здесь «активность», возможно, что это означает увеличение отката до 500%.