На самом деле, уверен обозреватель радиостанции «Вести FM» Сергей АСЛАНЯН, автомобильный бизнес в стране, как и большинство иных коммерческих затей, это тяжкое занятие, жизнь в долг и атмосфера постоянного стресса. Но самое печальное в том, что взаимоотношения дилера и представительства иностранного бренда больше всего похожи на взаимоотношения администрации концлагеря и заключенных. Со стороны кажется, что дилер богат, успешен и находит понимание у представительства и если и есть проблемы, то не с иностранцами, а с соотечественниками, то есть где-то на низовом уровне, среди запчастей, клиентов, гарантийных обязательств и налоговых проверок. В действительности представительство – это оккупант, ворвавшийся в страну, захвативший пленных, в данном случае дилеров, ежедневно выкручивающий им руки, меняющий правила игры в свою пользу, придумывающий наказания, штрафы, проблемы и постоянно шантажирующий разрывом отношений.
Чтобы стать дилером, приходится занимать миллионы долларов, унижаться и как-то крутиться, поскольку в противном случае вслед за разорением начнутся репрессии с неприглядной перспективой сесть в тюрьму. Поэтому издевательства головной конторы, то есть представительства, приходится терпеть, не имея права спорить, сопротивляться и выражать недовольство.
Обычно дилерский контракт переподписывается ежегодно. Реже – каждые полгода. Поэтому дилер все время живет под угрозой расторжения контракта. При этом дилер не имеет права сам возить и растамаживать машины, не имеет права самостоятельно закупать запчасти у того, у кого считает нужным. Он обязан брать автомобили с центрального склада, оттуда же получать запчасти и только по той цене, которую диктует представительство. Кроме того, дилер обязан соблюдать очень много специфических и односторонних правил. В случае промаха — жестоко наказывается. Работают в представительствах специальные русские люди, святее Папы Римского и иностранней любых иностранцев. Они разговаривают на рунглише, презирают дилеров и рвут всех вокруг за прибавку к зарплате. Именно они приезжают к дилеру в неурочный час и сладким голосом сообщают, что возле входа ими обнаружена несертифицированная урна несертифицированного цвета на несертифицированном газоне. Все три нарушения дилерского контракта штрафуются. Каждое по 3% от обещанного бонуса, то есть от прибыли. Итого, вы – банкроты. Чтобы оспорить вердикт копеечного клерка, генеральный директор или владелец бизнеса утром несутся в представительство решать вопрос и в унижении выторговывают себе право еще немного помучиться. Хорошо, отвечают оккупанты, но тогда мы вам увеличиваем план продаж. Этот план и так навязан в одностороннем порядке, а теперь им еще и наказывают. А невыполнение плана – это опять минус от прибыли и угроза расторжения контракта.
И вот дилеры пожаловались на произвол, наглость и издевательства иностранцев в Федеральную антимонопольную службу. В принципе, жаловаться надо было в прокуратуру, поскольку действия представительств большинства брендов четко укладываются в квалификацию статей 159, 330, 285 УК РФ. Но дилеры пока пожаловались такой же беспомощной и бесправной, как они сами, антимонопольной службе. Зато есть шанс, что тут их сразу поймут.