— Мы ведем мониторинг с мая 2006 года, — говорит аналитик сервиса Леонид Медников. — С 2007 по 2011 год идет постепенное усложнение дорожной ситуации, особенно по вечерам. Так, зимой 2010-го пробки на Садовом и Третьем кольцах несколько раз замыкались, и движение в центре города было почти полностью парализовано.
Несколько свободнее, чем обычно, на дорогах было в январе. «Неужели власти, взявшись за борьбу с пробками, начали их побеждать?» — радовались москвичи. Специалисты, впрочем, нашли причину уличного затишья вовсе не в стараниях чиновников. «Москвичи вышли из кризиса и снова начали массово ездить за границу на новогодние праздники, нередко прихватывая и рабочую неделю, — рассказали „МК“ в крупном турагентстве. — Поэтому и дороги пустовали». Но стоило горожанам вернуться с отдыха — и сразу произошел первый в этом году транспортный коллапс (20 января). Ну а с февраля по апрель общий уровень загруженности был таким же высоким, как и в прошлом году.
Основные тенденции образования пробок сохраняются на протяжении всего срока наблюдения: максимальная загруженность городских дорог с утра достигается примерно в 9.00, а вечером — в 19.00. Наиболее свободный будний день — понедельник. Но есть и отличия от прошлых лет, и эксперты видят в этом дурной знак.
Так, в этом году ситуация начала улучшаться только в июне, хотя во все предыдущие годы наблюдений дороги заметно освобождались сразу после майских праздников. Да и вечерние часы пик этим летом по загруженности порой не уступали весенним. Еще одна нехарактерная тенденция — на многих участках пробки исчезают и снова возвращаются по нескольку раз в день.
— Каждый месяц на улицы Москвы дополнительно прибывает 30 тысяч машин. В какой-то момент критическая масса нарастает, и город встает, — говорит профессор МАрхИ, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. — Плюс некоторое количество дополнительных ремонтных работ по всему городу. Я считаю, что хуже всего двигаться между Третьим кольцом и МКАД, потому что в этой зоне чрезвычайно редкая сеть местных дорог.
Как и в прошлые годы, за последние две недели августа ситуация резко ухудшилась. В начале сентября пробки вернулись в свой «рабочий» режим: наблюдаются серьезные заторы в часы пик, особенно в вечерний. В отличие от сентября 2010 года в сентябре 2011-го понедельник почти догнал по загруженности другие будние дни. Похожая ситуация обычно наблюдается лишь в декабре — самом тяжелом месяце в году.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что образованию заторов немало способствует неджентльменское поведение автомобилистов: «Сейчас в транспортном потоке преобладают водители первого поколения, то есть люди, родители которых не имели автомобиля. Это во многом определяет их поведение, и изменить его можно только принуждением — высокими штрафами, увеличением расходов на владение машиной и отказом от бесплатных парковок».
Грядущую ситуацию на дорогах Михаил Блинкин охарактеризовал так: «Мы еще не стояли в настоящих пробках. Настоящая пробка — когда человек не вернулся домой ночевать».
И это, похоже, Москву ожидает. Потому как даже чиновники все реже делают бравурные заявления и все чаще просят горожан набраться терпения. Недавно руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Николай Лямов на вопрос, когда же в Москве уменьшатся пробки, ответил так: «Многие сейчас задают вопрос: когда, когда, когда... Не надо ожидать скорого эффекта от проводимых новым руководством Москвы мер. Это не год и не два. Здесь значительно больше времени потребуется».
На схеме — типичная картинка загрузки дорог при 9 баллах.
* * *
На днях социологи представили рейтинг городов, страдающих от заторов. Москва предсказуемо попала в топ-10. Из 400 городов, участвовавших в исследовании, российская столица заняла 8-е место. При этом оказалось, что мы являемся лидерами по времени преодоления пробок: в среднем горожанам приходится тратить на это 2,5 часа.
Вот еще интересные факты, полученные в ходе исследования:
• 45% опрошенных московских водителей сообщили, что они хотя бы раз стояли в заторах больше 3 часов.
• Половине опрошенных столичных водителей хотя бы раз не удалось добраться до работы из-за пробок.
• 2-часовое простаивание автомобилисты уже считают нормой.
• Ни один респондент не назвал Москву городом с развитым общественным транспортом.
Самые заторные дни-2011 в Москве (по 10-балльной системе)
20 января — впервые в этом году 8 баллов. Движение было осложнено из-за снегопада. Многокилометровые пробки наблюдались на всех радиальных магистралях города. Уже с 8.30 большая часть Садового кольца стояла намертво.
10 февраля — 9 баллов. Причина пробок — снег и гололедица. Пробки показали 9 баллов — впервые в 2011 году. Садовое кольцо стояло в обоих направлениях, пробки на Третьем заняли больше половины его длины, на МКАД можно было потерять больше 2 часов.
14 февраля — 8 баллов. Пробки образовались без видимой причины. К 9.00 стояли все радиальные магистрали в сторону центра. На Третьем кольце пробка растянулась на 10 км, на МКАД — на 23 км.
8 апреля — 9 баллов. Вечером загруженность дорог достигла рекордных для этой весны 9 баллов. Весь предыдущий месяц дорожная ситуация в Москве улучшалась — благодаря потеплению и исчезновению с дорог снега и льда. Однако с 7 апреля пошли дожди, которым удалось полностью остановить город. Садовое кольцо замкнулось в обе стороны.
26 апреля — 8 баллов. Неудивительно — в столице идет репетиция парада. В 19.30 стоит все Бульварное кольцо. Сплошные пробки покрывают северную и восточную части Садового кольца в обе стороны и Третье кольцо. Ярославское шоссе из-за серьезной аварии стоит в сторону области на всем протяжении.
29 апреля — 8 баллов. Традиционные большие пробки перед большими праздниками. В 9.00 на дорогах уже 6 баллов, к 15.00 загруженность достигла необычайно высокой для этого времени отметки в 8 баллов, которая не опускалась до ночи. Весь день и вечер стояли основные выезды из города, Садовое кольцо в обе стороны и внутренняя сторона Третьего.
10 августа — 9 баллов впервые за последние 2 месяца. Из-за дождя сложности начались с полудня. К 18.40 пробки достигли 9 баллов. Садовое и Третье кольца стояли на всем протяжении. На МКАД — несколько пробок длиной больше 10 км.
31 августа — 9 баллов. По статистике прошлых лет, 31 августа и 1 сентября для автомобилистов — одни из самых сложных дней в году. Средняя загруженность в течение дня на 30% выше, чем обычно. В вечерний час пик почти полностью встали Садовое и Третье кольца. Крупнейшая пробка на МКАД протянулась примерно на треть всей автодороги.
10 баллов в этом году еще не было. Рекорда стоит ожидать в ближайшие недели.