Спикер Борис Грызлов сообщил журналистам, что “обсуждение будет достаточно серьезным и плотным, но вопрос об отставке Левитина “Единая Россия” не ставила и ставить не будет”.
Говорим «Единая Россия» — подразумеваем «Госдума», и слова г-на Грызлова означают: даже выраженной в верноподданнических тонах просьбы совершить ритуальное жертвоприношение и убрать г-на Левитина с глаз людских долой, от греха подальше премьер и президент не услышат.
Кто-нибудь удивился? Ахнул: «как же это?» и «доколе?».
Нет. Не удивился и не ахнул. Потому что никто и не сомневался: все так и будет.
Непотопляемый, в отличие от устаревших пароходов, министр выступает перед депутатами чаще других членов правительства. Они, другие, — раз в год, а то и в два. А он только за последние полтора года — в третий! Поводов вызвать на ковер в беспокойном и запущенном донельзя транспортном хозяйстве много: последний «плотный разговор» состоялся в феврале 2011 года, после теракта в «Домодедово». Но сценарий этих мероприятий всегда один: министр недвусмысленно дает понять, что он — молодец, но не Бог-Отец, разводит руками, обещает оргвыводы, грозит страшными законами, которые примут вот-вот, не пройдет и полгода. И вздыхает, и просит денег... И то заводит, то отводит глаза: вправо, влево, вверх, вниз... Что у него с глазами?
Это вопрос не к окулисту, а к психологу — специалисту по вранью. А депутаты клеймят его, ругают, обвиняют — и тоже отводят глаза. Почему? Вопрос к тому же специалисту.
А почему никто не сомневался, что и на сей раз все пройдет по тому же клоунскому, неприличному в приличной стране сценарию? Да потому что только очень наивный человек может полагать, что в самый разгар предвыборной кампании единороссы позволят себе (или им позволят, что одно и то же) жесткие публичные выводы в отношении одного из членов команды премьера Путина, лидера Народного фронта и беспартийного лидера самой большой партии страны. Нет-нет! Виноваты пилоты, капитаны, штурманы, двадцать пятый заместитель и.о. руководителя среднего звена, инженеры, пассажиры, диспетчеры... Кто угодно, но не министр, отвечающий за состояние дел в отрасли. И не премьер, отвечающий за работу министра.
А чтобы исключить случайности и подстраховаться, в понедельник же президиум фракции «Единая Россия» решил, что председателю думского Комитета по транспорту Сергею Шишкареву выступать с докладом перед министром не надо, хотя обычно председатели профильных комитетов на правительственных часах выступают. Всем известно, что г-н Шишкарев, мягко говоря, критически относится к деятельности г-на Левитина — и вдруг не удержится, забудет про партийную дисциплину, и страшное слово «отставка» прозвучит и из его уст?
Г-н Шишкарев предан партии и будет молчать.
Если бы дело было не после похорон десятков утонувших на «Булгарии» и не после того, как в результате авиакатастрофы в одночасье ушла в небытие одна из лучших хоккейных команд России, можно было бы весело смеяться, наблюдая за «достаточно серьезным и плотным разговором» единороссов с министром...
Что может заставить их проснуться?
Разве что сбившийся с курса престарелый самолет, управляемый пьяным в стельку недоученным пилотом, упавший прямо на здание на Охотном Ряду в разгар пленарного заседания. И вот тогда из-под дымящихся развалин раздастся: «В отставку Левитина! В отставку!»