Взять, скажем, дела о картельном сговоре «жирных котов», как назвал нефтяников премьер-министр страны. Все они или закончились ничем, или, в лучшем случае штрафами, которые компании немедленно компенсировали из нашего с вами кармана , продолжив повышать цены на топливо. Или взять, к примеру, идею ФАС об обязательной продаже нефтепродуктов через биржы. И что? Стоимость бензина как ползла вверх, так и ползет.
И вот новая идея анимонопольщиков. Теперь они предлагают обязать владельцев НПЗ заключать типовые договоры на поставку топлива независимым АЗС. Если это случится, то, по мнению бюрократов, и цены на топливо перестанут расти, и независимые АЗС прератят разорятся и не будут скуплены вертикально интегрированными компаниями. Вобщем — нет монополизму.
И вообще схема эта может быть универсальной. Типовые договоры о поставках, включающие существенные условия, а не общее бла-бла бла, что, мол, стороны договариваются о сотрудничестве, можно навязать продовольственным магазинам и их поставщикам; автопроизводителям и их дилерам; перевозчикам и всем их клиентам. И грянет социалистический рай, поскольку в подобных договорах, очевидно, должны быть указаны и фиксированные цены, и точные сроки поставок.
Правда, как при этом будет учитываться конъюнктура не только внутреннего, но и мировых рынков, логистическая составляющая и другие накладные расходы — совершенно непонятно.
Я, конечно, несколько утрирую. В случае с бензином, ФАС имеет в виду только то, что оптовая цена на топливо всех видов должна быть одинакова для всех розничных продавцов — и принадлежащих нефтяным гигантам, и независимым бензоколонкам; что НПЗ не должны безосновательно отказывать в отгрузке нефтепродуктов, четко соблюдать сроки поставок; не навязывать неходовой товар в нагрузку к дефицитному. И если эта идея ФАС пройдет, то, наверное, на некоторое время топливный рынок действительно стабилизируется. Но затем цены вновь пойдут в рост, но уже на все без исключения АЗС.