«АвтоВзгляд» уже писал об этой более чем странной инициативе российских бюрократов, вызвавшей бурю в интернет-пространстве. Очередной наезд власти на карман небогатого российского автовладельца активно обсуждается вот уже вторую неделю. Любопытные аналогии и выводы сделал по этому поводу обозреватель радиостанции «Вести FM» Сергей АСЛАНЯН.
Когда в османской империи запретили личное оружие, исключением стал скромный нож неудобной формы для разрезания арбузов. Народ смекнул и быстро научился делать ножик размером с настоящий меч, вооружившись хоть и коряво, но увесисто. А историки все еще недоумевают, с чего это у ятагана такой нелепый вид?
Экология из безобидного обожания ромашек во дворе все стремительней превращается в повод для публичных казней. На очистных сооружениях и грамотном природопользовании это никак не сказывается, а вот беспощадно карать именем экологии уже получается. Начавшись невнятным увлечением интеллигенции, экология, как арбузный ножик-ятаган выросла до размеров полноценного оружия. И между мечом и экологией уже проступает общее: оба вида оружия избирательные и бьют только по конкретным целям.
В последнем витке эскалации экология по-российски нацелилась на владельца старых «Жигулей». Старость вообще очень раздражает. Она потребляет и не производит ничего полезного взамен. А если еще и ездит, то тем более становится врагом. Поэтому в Минпромторге родилась карающая идея – сделать обладание старой машиной невыгодным и для этого заменить транспортный налог на экологический. Ведь это так важно, чтоб дряхлый дед не портил воздух ни одним из доступных ему способов. Поэтому за свою старость и дряхлость собственного автомобиля дед будет обязан заплатить столько, чтоб даже не осталось на похороны. По замыслу респектабельных топ-менеджеров, на породистых автомобилях в стране сразу станет легче дышать.
Как всякое избирательное оружие, экология своим карательным острием направлена только на беззащитных и потому никчемных. Нефтяные компании от экологического удара защищены броней государственной заботы и получили право не тратить деньги на производство топлива по стандарту «Евро-3», оставив себе возможность по-прежнему выпускать бензин и солярку низкого экологического класса «Евро-2». Автозаводы, как менее любимые, но все же принятые ко двору вассалы, «Евро-2» не отстояли и получили обременение выпускать машины не ниже, чем по «Евро-3». А деды на «Жигулях», как самые бесполезные, признаны врагами и потому должны ходить пешком. Как в хорошем оружейном магазине, каждому клиенту у нас полагается своя экология.
По замыслу Минпромторга экологическая опасность дедушки должна быть жестко увязана с возрастом. Чем старше – тем ему должно стать хуже. А приводить приговор в исполнение будет человек в кабинете. Глянул в документы, приговорил и тут же исполнил.
Задуманная министерством экологическая расправа над старостью никак не согласуется с президентской реформой техосмотра. И хотя президент просил избавить страну от этого косвенного налога, техосмотр все равно оставили, попытавшись наполнить процедуру смыслом. Инициатива Минпромторга смысл аннулирует и откровенно дезавуирует суть техосмотра, признавая его процедурой, не имеющей отношения к состоянию автомобиля.