6766

Карпатский след

Через всю Румынию на автомобиле
А ведь это, оказывается, настоящая европейская терра инкогнита для наших туристов. Проехав всю Румынию с юга на север, группа путешественников, в которой был и корреспондент «МКмобиля», не встретила практически ни единого соотечественника. А местные жители в разговорах не раз подтверждали: «Русских тут до вас мы еще не видели!..»
Поделиться

Изображение Карпатский след

Впрочем, если быть абсолютно точным, одного российского подданного мы во время этой более чем тысячекилометровой поездки все-таки «запеленговали». Легковушка с нашенскими «RUSскими» номерами попалась на глаза в центре старинного городка Сигишоары. Оказалось, что ее хозяин, автолюбитель из Ханты-Мансийска, заехал сюда полюбоваться на древние постройки по пути в Испанию. «Дальнобойщик», однако!

Нет, конечно, в самых традиционных туристических местах — столичном Бухаресте, Брашове, прославившемся благодаря легендарному Дракуле, — группы «руссо туристо» встречаются, но вот Румынские Карпаты их пока не привлекают. И совершенно напрасно. Это красивейшая горная страна с природными достопримечательностями, с немалым количеством городов и поселков, богатых архитектурно-историческими объектами. Поделиться здесь всеми впечатлениями и наблюдениями, накопившимися во время румынского «ралли», просто невозможно. Поэтому — лишь несколько «узелков на память».

Дороги. Основные трассы (с индексом «Е» в обозначении) вполне соответствуют европейскому уровню. Но шоссе рангом пониже — даже «номерные», межрегиональные — сразу заставляют своим видом вспомнить родимые русские края: асфальт битый, неровный, заплатка на заплатке. Повсеместно имеется и чисто местный колорит, обусловленный большим количеством гужевого транспорта у аборигенов. На повозках, запряженных одной-двумя лошадьми, жители румынских деревень и поселков перевозят дрова, сено, стройматериалы… Конские «двигатели внутреннего сгорания» дают соответствующий «выхлоп», так что асфальт (особенно ближе к обочинам) основательно испачкан продуктами конского пищеварения. После дождя даже самая короткая поездка по такой «загрунтованной» дороге чревата необходимостью мойки вашего авто. Другая особенность трасс в некоторых регионах Румынии — специальная разметка на пешеходных переходах. Перед «зеброй» прямоугольник асфальта во всю ширину полосы и на несколько метров в продольном направлении закрашен яркой красно-малиновой краской. Такой предупреждающий знак водителю трудно не заметить.

Супердорога. Ее называют Трансфэгэрашская трасса. Проложена через Главный Карпатский хребет от города Куртя де Арджеш на север, в долину реки Олт. Появлением своим данная магистраль обязана многолетнему «коммунистическому властелину Румынии» Николае Чаушеску. Вождь в 1968 году, после ввода советских танков в Чехословакию и принудительной смены там высшего руководства, очень испугался, что подобные события могут произойти однажды и в его стране. «Главный румын» решил обеспечить кратчайший путь для переброски войск и армейской техники с севера страны через Карпаты в сторону Бухареста. Автотрассу протяженностью около ста километров построили, не жалея средств, ударными темпами (всего за четыре с половиной года). Работу вели военные. В условиях высокогорья задача у них была очень непростой, зачастую опасной: согласно неофициальным данным, при прокладке Трансфэгэрашской дороги погибли 38 солдат и офицеров-строителей.

Петли многокилометровых серпантинов карабкаются по северному и южному склонам хребта и смыкаются на высоте 2060 метров. Этот перевал мог быть еще выше, но в толще скалы для автомобилей пробили тоннель длиной около 900 метров. Красивейшие виды, которыми балует трасса путешественника во время подъема к высшей точке, дополняются еще и удовольствием от посещения уютного ресторанчика, поставленного у северного портала тоннеля; рядом находится живописное маленькое озеро с неправдоподобно прозрачной водой.

Суперплотина. Ее не миновать всем, кто выберет путь через Трансфэгэраш. Хитро изогнутая бетонная стена плотины достигает 166 метров в высоту (это европейский рекорд). По верху плотины проходит автотрасса, ведущая на тот самый перевал на высоте 2060 метров, а рядом с гидротехническим сооружением румыны предусмотрительно возвели специальную смотровую вышку и оборудовали еще выше нее, на ближайшей скале, площадку обозрения. Пускают сюда всех и совершенно бесплатно. Потратить силы на восхождение очень рекомендуется: панорама сверху удивительная! Ведь благодаря огромной бетонной «затычке», перекрывшей глубокое ущелье, в горах образовалось очень красивое искусственное озеро Видрару.

Дорожные указатели. В некоторых районах на севере страны таблички с названиями населенных пунктов имеют по две дублирующие друг друга надписи — на румынском и венгерском языках. Дело в том, что в этих регионах большая часть населения — этнические венгры, которые предпочитают пользоваться своим родным языком. А ближе к украинской границе на указателях появилась еще и третья дублирующая надпись — по-украински.

Отдельного упоминания заслуживают километровые столбы. Этот неотъемлемый атрибут всякой приличной автодороги в Румынии отличается ну прямо-таки глобальной информационной насыщенностью. Каждая километровая отметка представляет собой весьма массивный «обелиск» (чаще всего бетонный, реже — сваренный из металла), на котором имеются несколько надписей: номер дороги, километраж от ее начала, а кроме того, еще две строчки — указаны название ближайшего населенного пункта в этом направлении с расстоянием до него и дистанция до какого-нибудь крупного узлового города на трассе. Внимательный водитель, приблизившись к такому «верстовому» столбу, может прочитать, например, что до села Кымпеница осталось ехать 5 километров, а до города Тыргу-Муреш — 20 километров.

Туристы. Конечно, речь идет о «мобильных» путешественниках. Таковых на дорогах Румынии нам встречалось не много. Но все-таки легковушки и даже кемперы с французскими, итальянскими, немецкими номерами мелькали регулярно. На горных участках румынских дорог по странному совпадению заявляли о своем существовании главным образом странствующие мотоциклисты. Караваны из трех-четырех мощных байков с объемистыми кофрами для багажа по бокам с ревом проносились мимо. Судя по номерам, эти «двухколески» добрались сюда из ближних стран — Чехии, Венгрии, Словакии…

«Dacia». Для подавляющего большинства российских водителей данная марка автомобилей совершенно неизвестна. Зато в Румынии (особенно в румынской глубинке) буквально каждая третья машина на дороге — Dacia. Оно и понятно: продукция местного автопрома. Причем многие из этих «моторных аборигенов» — весьма почтенного возраста. Румынские малолитражки еще социалистического, «чаушесковского» образца не блещут изысканным дизайном (чего стоят хотя бы скошенные вниз капот и багажник!), зато дешевы, неприхотливы в эксплуатации и потому очень популярны среди сельских и даже городских жителей. Впрочем, сейчас появилось в румынском автопарке уже изрядное количество вполне современных легковушек с фирменной эмблемой «Dacia». Надпись, расположенная рядом («Logan»), сразу объясняет «родословную» этих машин: «натурализованные «француженки». Встречаются здесь и «эксклюзивные» грузовики: о том, что это продукция местного производства, легко догадаться по крупным буквам над решеткой радиатора: «Roman».

Казарэ. Слово местное, поначалу непонятное, однако, как оказалось, очень полезное для путешествующего по стране. Таблички с таким термином можно встретить в очень многих селениях, особенно там, где есть какие-то туристические достопримечательности. Самая простая расшифровка — маленькие гостиницы, оборудованные предприимчивыми гражданами прямо в своих домах или в отдельных постройках на принадлежащих им участках. Вполне уютно, комфортно и недорого. Хозяин с хозяйкой — они же обслуживающий персонал — охотно идут на переговоры и предоставляют заезжим гостям всякие «бонусы». Можно договориться даже об ужине-обеде-завтраке, приготовленных по-домашнему.

Чорба. Это в продолжение темы о еде. Фирменный, почти обязательный пункт любого румынского меню — наваристый густой суп. Чорба может быть десятка разных видов: овощная, мясная, с фасолью, крестьянская, с клецками… Но неизменным остается наличие в этом супе кислинки, достигаемой при помощи фруктового уксуса (флакончик с ним всегда можно увидеть на столе рядом с традиционными солью и перцем).

Пользуясь услугами румынского «общепита», мы убедились в странной «логистике» при обслуживании здесь клиентов: заказанные блюда фактически во всех заведениях приносят в обратном порядке — сначала чай, потом чорбу, а уже напоследок салат. Парадокс этот так и остался нами неразгаданным.

Вино. Конечно, для тех, кто за рулем, это весьма вредная глава. Однако справедливости ради требуется упомянуть и о таком предмете, ведь вина — одна из визитных карточек Румынии. Cotnari, Murfatlar, Odobeste… Выбор в магазинах велик, виноградные напитки — на все вкусы и очень недурного качества, а цены, как говорится, «вас приятно удивят». Пример для любителей «бюджетного варианта» выпивки: двухлитровая бутыль вполне приличного столового вина стоит в переводе на наши деньги менее 100 рублей.

Национальные обычаи. Жители провинции до сих пор сохраняют «обычаи предков». Заезжий путешественник должен быть готов к тому, что в придорожных кафе и ресторанчиках почти повсеместно звучит национальная музыка. В праздничные дни здесь многие женщины надевают наряды образца еще прабабушкиных времен. А при удаче вам повстречается на шоссе между селами живописная свадебная кавалькада — жених с друзьями верхом на разукрашенных лентами скакунах, несколько нарядных повозок с сидящими в них селянами, наряженными в костюмы и платья «как из этнографического музея».

Архитектурные памятники. Даже их простой перечень переполнит все разумные объемы этой публикации. На маршруте нам попадались участки, где буквально в каждом селе можно увидеть средневековую постройку — церковь, окруженную крепостной стеной. Изобилуют старинными храмами, башнями, домами города Сибиу, Медиаш… Очень живописны старые кварталы Сигишоары, вскарабкавшиеся на вершины холмов (здесь сохранился дом, где жил Влад Цепеш — легендарный граф Дракула, в память о нем туристов завлекают отведать особое вино «Вампир», цена которого в несколько раз выше обычных виноградных напитков).


 

Среди архитектурных «хитов» города Куртя де Арджеш — удивительная по красоте Успенская церковь с витыми барабанами и пышным резным декором в мавританском стиле, построенная в начале XVI века.

Осень в Румынии — золотой сезон. Страна, еще не открытая россиянами, может подарить вам великолепный отдых.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ (фото автора)