Еще не закончился последний осенний месяц, а всевозможные рейтинговые агентства, аналитики и прочие рыночные субстанции начинают потихоньку подбираться к донесению до общественности собственного видения итогов года уходящего. Надо заметить, что у этих ребят в конце каждого год наступает своеобразная «ломка». Каждому из них, с одной стороны, хочется первым подводя итоги года. А с другой – не хочется выглядеть «непрофессионалом», который «кукарекает» раньше времени, когда статистика за год еще в принципе не может быть обработана. Но с «PricewaterhouseCoopers», который опубликовал на днях свой очередной отчет о состоянии отечественного авторынка, похоже, произошла своя история. Читая этот документ создается впечатление, что ребята просто слишком затянули (недели на три примерно) с публикацией итогов автомобильного рынка России за девять месяцев текущего года и решили сделать вид, что так и задумано, приправив зачерствевшую аналитику прогнозами на будущий год.
Итак, по данным PwC, за первые 9 месяцев продажи новых легковых автомобилей выросли на 45% в количественном выражении и на 75% – в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.Из-за активного роста российской сборки иномарок рост их продаж составил 70% в количественном выражении и 99% – в денежном. По результатам 10 месяцев 2011 года прирост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей составил 43%.
Существенно увеличившийся спрос на автомобили, государственные программы стимулирования, а также инвестиции автопроизводителей в новые мощности дали возможность заметно нарастить объемы производства машин в России. Так, за три квартала 2011 года было произведено 1,26 миллиона легковых автомобилей, что на 54% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Причем, динамика прироста производства иностранных брендов существенно выше динамики производства традиционных российских брендов. По результатам 2011 года мы PwC ожидает, что в России будет произведено порядка 1,7 миллиона легковых автомобилей, что на 41% больше объема выпуска 2010 года и является абсолютным историческим максимумом.
Касаясь отечественного рынка автокредитования, «PricewaterhouseCoopers» считает, что доля автомобилей, купленных в кредит, в общих продажах легковых автомобилей за года достигнет до 43% или, в денежном выражении, $17,1 млрд. Это немного меньше докризисного значения, когда рынок достигал значения в $19,4 млрд. Если же сравнивать с 2010 годом, когда было выдано автокредитов на общую сумму $10,1 млрд, прирост должен составить около 69%. Ну а в будущем году аналитики ожидают рост ставок по такого рода кредитам, в первую очередь, на те модели, которые участвовали в программе льготного кредитования. Понятно, что такое развитие событий может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.
Не остался без внимания и отечественный рынок подержанных легковушек. В данный момент в России, в отличие от Европы, роль юридических лиц как продавцов подержанных авто на рынке сравнительно невелика. Лишь 4-6% автомобильного секонд-хенда продается сейчас через официальных дилеров. В 2010 году в России было зарегистрировано 4,1 млн проданных подержанных автомобилей и на каждый новый автомобиль приходилось 2,3 подержанных. Около 34% всех продаж составляли автомобили в возрасте младше 10 лет – 1,38 млн авто.