В середине года «Ассоциация европейского бизнеса» (AEB), в которой числятся практически все компании, занимающиеся поставками и производством автомобилей в нашей стране, гордо отчиталась об уверенном росте продаж. Напомним, что тогда речь шла о 1,24 миллиона машин, что на 56% превысило показатели прошлого года и едва не дотянуло до рекордного 2008-го.
Эксперты на прогнозы не скупились: мол, даже Германия нам теперь не конкурент. Но уже к августу комментарии стали куда осторожнее. Из уст все тех же экспертов все чаще стали звучать пространные фразы если не о стагнации, то, как минимум, о заметном замедлении роста. Проблема в том, что, главным образом, эти прогнозы были связаны с окончанием срока действия «искусственных стимуляторов спроса» типа программы утилизации. И никто даже словом не обмолвился о жлобской ценовой политике производителей, все больше напоминающей пресловутый картельный сговор, ни о стойком ощущении надвигающегося кризиса.
С первым все понятно, буквально две недели назад во время пресс-конференции глава местного офиса «Jaguar Land Rover» вполне прямо заявил, что российские дилеры компании зарабатывают гораздо больше своих иностранных коллег. И теперь представьте, какова доходность, скажем, у дилеров BMW или «Mercedes-Benz». А ведь за ними тянутся все остальные. Те же корейцы или японцы хотят зарабатывать не меньше. Хотя не факт, что уже не зарабатывают.
Вот со вторым – сложнее. То, что в мире назревает очередной финансовый коллапс, уже более чем очевидно. Греция, Испания, Португалия, вот-вот зашатается Италия. Уже всерьез поговаривают о крахе евро... Мы пока по традиции отсиживаемся в сторонке, питаясь какими-то информационными крохами, приправленными лавиной предвыборного ура-патриотизма. Но, судя по результатам опроса, бездумно тратить заработанное уже не стремимся.