Подмосковная ГАИ обнародовала невеселую статистику: число погибших в результате ДТП на пешеходных переходах в Подмосковье увеличилось по сравнению с прошлым годом на 72%. Хотя само число аварий на «зебрах» выросло лишь на 14%, а общее число пострадавших – лишь на 11%. О чем говорят эти цифры? На первый взгляд лишь о том, что сбивать на переходах стали, с позволения сказать, «качественней». Полиционеры, как обычно бывает в подобных случаях, предпочитают всерьез причины происходящего не анализировать. Выросло число ДТП на каком-то переходе – вляпаем там ограничение скорости по-жестче или вообще лежачих «коллег» установим.
Но это можно учинить далеко не везде. Да, ПДД гласят, что «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».
Характерно, что на этом знания большинства пешеходов правил перехода проезжей части чаще всего и исчерпываются. Это водителям чтобы получить заветные права приходится хоть в какой-то мере изучать ПДД (реальное качество подготовки водителей – тема иной статьи). А пешехода никто не обязывает знать Правила. Но ведь его взаимодействие с машинами тоже оговорено в ПДД, только большинство «безлошадных» и знать об этом не хотят. Речь о том, что «на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».
И причина того, что больше стало трупов на «зебре», скорее всего в следующем. Похоже, что с тех пор как штраф за непредоставление водителем машины преимущества пешеходу увеличился до 1000 рублей, наименее обремененная разумом часть этой категории наших сограждан стала, как говорится, «наглеть». Они поступают по принципу: «на переход могу выскакивать как чертиком из табакерки и идти не глядя по сторонам нестись поперек дороги – все равно они (машины) обязаны пропустить!». Да, обязаны, но далеко не в каждой ситуации у водителя, скажем, груженого КамАЗа будет возможность успеть затормозить перед внезапно выскочившим перед ним подростком на роликах или внезапно рванувшей за через дорогу за отъезжающим автобусом дамочкой...
Автор этих строк однажды не поленился побеседовать с одной такой мадам, «бегущей по волнам». Она стрелой метнулась из толпы под колеса редакционного авто в тщетной попытке воссоединиться с уже стартовавшим общественным транспортом. Как удалось среагировать и не отправить стремительную квазикрасотку в больничку непонятно до сих пор...
Итак, вижу, на автобус не успела, осталась стоять на остановке. Припарковался, перешел дорогу, спрашиваю: зачем, милая ты женщина, рискуешь так? Неужели здоровья не жаль? Ответ на стеклянном глазу, с интонацией мастера Йоды из «Звездных войн»: «водитель обязан пропустить, иначе посадят тебя!» Ну хорошо, говорю, не дай бог, сбили тебя насмерть, водителя посадили. Но ты то уже об этом не узнаешь! Или, еще того «краше», сбили тебя, осталась ты инвалидом на всю оставшуюся жизнь. А водитель – единственный кормилец троих детей и даже по судебному решению, если денег от страховой компании не хватит, будет тебе выплачивать рублей 100 в месяц. И что? Какой смысл рисковать? Почему нельзя лишний раз голову влево-вправо повернуть и подумать: «а стоит ли оно того?» Но нет, умри все живое, а «меня должны пропустить!»
Однако самое поразительное в другом. Произнес я свою пламенную речь перед широкими массами тетки, посмотрел ей в глаза и понял: она ничегошеньки не поняла из того, что ей только что говорилось! Ни-че-го-шень-ки! И никак это не исправить. Поэтому так и будут гибнуть под колесами пешеходы на что на обозначенных переходах, что вне их. Видимо, у огромного множества из них чувство самосохранения отсутствует в принципе и никакими полицейскими акциями типа «Охота на зебру» ничего тут не изменишь. Неужели тут только на естественный отбор можно надеяться?!