И хотя взобраться на такую штуковину сложно даже тренированному человеку, и почти нереально чего-либо пламенно кричать в толпу, балансируя на мерзлой поверхности и указывая путь в светлое завтра, вождь мирового пролетариата был вписан в этой неудобной позе в учебники и задрапирован тематическим холстом работы художника К.Аксенова («Приезд В.И.Ленина в Петроград 1917»), оставшись недостоверным эпизодом в выдуманной биографии.
И если Ленин в действительности на броню не лез и в Петроград вернулся тихонько, не афишируя свое появление, то броневик существовал на самом деле, хотя дорогого Ильича он на вокзале и не встречал. Броневик, как и почти любой бронеавтомобиль того времени в России, был отечественного производства на заграничном шасси, собран на Путиловском заводе с высоким процентом локализации и назывался Остин-Путиловец. Русская армия во все времена охотно воевала импортным либо патентованным оружием (винтовки Бердана, Нагана-Мосина, револьверы Смит-Вессон, Нагана, пулемет Максима). РККА тем более не стеснялась импорта и Вторую Мировую Войну мы одолели ленд-лизом, имея полные ассортимент от иностранных пистолетов до танков и самолетов.
Привычка к импорту и ориентация на заграницу у нас в крови. И хотя в истории страны был мрачный период, когда преклонение перед Западом считалось уголовно наказуемым, мы все равно пользовались иностранными достижениями с той лишь разницей, что вместо официального обретения предпочитали воровать.
Сейчас, когда стесняться некого, а собственная оборонная промышленность, как и полагается последнему обломку Советского Союза, при смерти, мы переходим на заграничное вооружение и снаряжение в открытую. Самый приметный факт – французский вертолетоносец «Мистраль». Для нашего флота он «ни в женщину, ни в Красную армию», но из собственных плавучих аэродромов у нас остался только «Кузя» (тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», до этого сменивший кучу имен «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси»), а построить себе новые авианосцы мы не в состоянии.
А еще мы не в состоянии сделать себе полноценный бронеавтомобиль. И поэтому будем выпускать в Воронеже итальянские броневики Iveco LMV M65, ради отвода устыдившихся глаз переименованные в «Рысь» (хотя правильней называть Брысь – Бронеавтомобиль Рысь). Когда летом 2010 года было принято решение о принятии на вооружение российской армии броневиков НАТО, на выставке в Нижнем Тагиле Владимиру Путину показали выбранный образец и обозначили чрезвычайно гордый уровень локализации в 50%. Но воронежская Брысь пока будет полностью импортной. Сделав виток в 100 лет, мы пришли к точке старта и опять на зарубежной основе строим русский броневик. Вместо Путиловского завода будет использован небольшой гараж ОАО «172-й Центральный автомобильный ремонтный завод» (ЦАРЗ). Поначалу была попытка уговорить КАМАЗ, но те и без министерских денег отлично продались немецкому Мерседесу.
Наши военные выбрали броневик НАТО потому, что отечественная оборонная промышленность так и не смогла изобрести машину, защищенную от подрыва на мине. С точки зрения русских инженеров наши солдаты одноразовые и уничтожение экипажа на мине, что стало характерно для всех войн, начиная с Афганской и включая обе Чеченские, настолько незначительная проблема, что лобовая броня и мощность оружия до сих пор важнее. А итальянцы полагают, что в войне должна погибать техника, а не солдаты, поэтому Iveco LMV M65 имеет шестой класс защиты и своей керамической броней готов противостоять заряду под колесом или днищем в 6кг тротила, а ближайший русский конкурент с непозволительным названием «Тигр» ГАЗ-233014 свой экипаж прикрывает лишь третьим классом защиты.
Наши намерены при помощи итальянцев выпускать по 500 Брысей в год. Цена машины, в зависимости от вооружения 300-500 000 Евро каждая, а всего нам хочется получить около 2000 Брысей.
Интересно, а кто из современных политиков и особенно претендентов на президентский пост будет в состоянии пламенеть речью на новом русском броневике? Петушком взмыть на крышу, уцепиться за пулеметный ствол и, собрав ноги в кучу, а волю в кулак, позвать за собой народ? Кстати, наш нынешний Iveco в этом плане удобней прежнего Остина: прогресс налицо.