Как сообщил на днях «Интерфакс-АВН» директор службы разработки абонентского оборудования «НИС ГЛОНАСС» Ярослав Домарацкий, «Навигационно-связное оборудование системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», как ожидается, станет обязательным для автомобилей нового типа начиная с 2013 года»! По его словам, все автомобили, получающие новое «одобрение типа транспортного средства» после 2013 года, должны будут быть оборудованы навигационно-связным блоком и тревожной кнопкой».
Какая потрясающая забота о бедных-несчастных покупателях новых моделей авто! Вот попадает такой гражданин в аварию и сразу – раз! И нажимает тревожную кнопку! И немедленно к нему на помощь мчатся пожарные, полиция и бригада скоропостижной помощи! Представишь такую утопию и сразу хочется брякнуть сентиментальную слезу вглубь клавиатуры…
Но потом приходит надоедливая мыслишка, напоминающая, что в данный момент с подобными функциями прекрасно справляется самый обычный мобильный телефон. Не пострадавший, так пассажиры проезжающих авто, в случае ДТП, обязательно остановятся и наберут номер экстренной службы, ‑ проверено на личном опыте. Кстати говоря, если бедолага сам не в состоянии справиться с мобильником, то не факт, что у него хватит сил и до «тревожной кнопки» дотянуться.
Но сомнительная, мягко говоря, эффективность подобных ГЛОНАСС-девайсов в авто отступает на второй план, когда осознаешь масштабы потока дензнаков, который твердо намерены освоить владельцы и лоббисты «НИС ГЛОНАСС». Отечественный рынок новых легковых авто уже сейчас оценивается почти в 2,5 миллиона машин в год. И он продолжает рост. Как известно, редкая модель авто «живет» на конвейере дольше пяти лет. А теперь представьте, что уже через пятилетку буквально все торгующие в России автоконцерны будут вынуждены покупать у «НИС ГЛОНАСС» эти бесполезные «тревожные кнопки». Самое смешное, что у той же «Volvo» уже оснащены такой системой, способной, помимо прочего, в случае аварии автоматически (!) отправлять тревожное сообщение в фирменный центр. Что характерно, она также использует возможности обычных сотовых сетей со всеми сопутствующими плюсами и минусами. «Веселей» всего придется брендам, чьи машины традиционно лидируют в сфере умной автоэлектронике: той же «Volvo», «Mercedes» или BMW. Их машины настолько напичканы высокотехнологичными электронными системами, что внедрение туда неизбежно «глючного» российско-китайского (хотя бы с точки зрения элементной базы) ГЛОНАСС-модуля может превратиться в на редкость нетривиальную и, соответственно, недешевую затею...
Степень жадности отечественных монополистов нам всем прекрасно известна. Поэтому не стоит удивляться, если со временем все новые машины будут стоить, скажем, на $1000 дороже. Просто потому, что НИС ГЛОНАСС», контрольным пакетом которой владеет небезызвестная АФК «Система», «ну очень деньги нужны». И не просто «деньги», а миллиарды «денег». В этой связи, кстати, любопытно смотрится госслужащий Сергей Иванов, при каждом удобном и неудобном случае лоббирующий ГЛОНАСС и компанию монополиста, настырно пропихивающую эту систему «в повседневную жизнь».
Есть еще один любопытный аспект повального оглонассивания всего автопарка страны. «Большой брат» наверняка участвует в этом гешефте. Представьте только на секунду, какая лафа настанет для правоохранителей. Достаточно будет человеку в погонах набрать на клавиатуре какого-нибудь спецтерминала госномер или VIN интересующей машины и – пожалуйста: установленный в вашем авто блок «тревожной кнопки» через сеть мобильной связи сам отправит «кому надо» не только информацию о своем текущем местоположении, но и, скажем, записи маршрутов поездок и стенограмму болтовни за рулем…