Запрет тестов по ходу сезона, снижение бюджетов, лимитирование штата команд, еще большее ужесточение количества шин, моторов на гонки и многое другое. На этот раз очередной кризис – в так называемой Еврозоне – грозит перекроить географический профиль «Формулы-1». Теперь от кризиса страдают организаторы. Расходы на проведение и взносы за право принять этапы «королевы автоспорта» ложатся непомерным бременем на промоутеров и местные власти, которые, как правило, имеют самое непосредственное отношение к вопросу. Испания, которая считается одной из наиболее проблемных евро-стран, содержит сразу два формулических этапа – национальный и Гран-при Европы. И в первые дни нового года один за другим оба региона – Валенсия (Гран-при Европы) и Каталония (Гран-при Испании в Барселоне) - обратились к Берни Экклстоуну с просьбой пересмотреть условия контрактов, ибо их бремя стало невыносимо. Барселона по текущему соглашению принимает «Формулу-1» до 2016 года, Валенсия – до 2014. Пенальти за расторжение контракта может превышать расходы на его исполнение. Как вариант, обе трассы могут начать чередовать у себя испанский Гран-при, а освободившееся место можно отдать Франции, которая хочет вернуться в 2013 году с легендарным автодромом «Поль Рикар» в Ле-Кастелле. Так что пока единственное окно для французов – чередовать гонку с бельгийским Спа через год, но гонку в Арденнах так любят!
Что ж, Валенсию и Барселону жалко, а вот то, что возвращается Франция – родина автоспорта – это совсем неплохо. В формулическом календаре и так полно не европейских, новых и относительно новых этапов в таких странах как Малайзия, Китай, Бахрейн, Сингапур, Абу-Даби, Корея и Индия, не отягощенных формулическими традициями. А ведь все-таки, изначально «Формула-1» - порождение Старого света! Готовятся поочередно войти в календарь две новые гонки в США, и это вовсе не исторический Индианаполис, а техасский Остин и нью-йоркский Нью-Джерси. Не будем забывать, что у нас также уже есть Австралия и Бразилия. Так что «первая формула» рискует значительно потерять свой оригинальный дух в погоне за глобализацией, длинным свободно конвертируемым «рублем» и широкими автодромами Германа Тилке. К тому же «дальние» Гран-при - это риск другого рода. Это более высокие расходы – на транспортировку, потеря сил и ресурсов на адаптацию, акклиматизацию, подгонку оптимального времени трансляции и другие нюансы. А также, риски отмены гонки в новых или нестабильных регионах, как это происходит с Бахрейном. Вот и сейчас – этап в календаре-2012 снова стоит, с безопасностью предстоящей гонки вроде бы все нормально, но теперь местные правозащитные организации подначивают формулистов бойкотировать Гран-при Бахрейна – в знак протеста против нарушений прав человека в стране. Организаторы гонки и власти уверяют общественность, что с правами человека у них все схвачено, и общественность старается верить, что так оно и есть – слишком много «бабок» на кону…
Европа-Азия, новое-старое, а ведь наша-то «правда», скорее на стороне обновления географии «Формулы-1» - одна из будущих новых дат уже зарезервирована под Гран-при России. Правда, что нам, Сочи! Наш человек, при желании посмотреть «Формулу-1», доберется хоть до «Каталуньи», хоть до «Поль Рикара», и до Антарктиды доберется, если господину Экклстоуну придет в голову идея устраивать гонки с пингвинами! А с него станется…
Формула-1: Календарь трещит по швам
Уже немного стало забываться, как посыпалась «Формула-1» после глобального кризиса 2008 года… А ведь именно в ту пору были приняты многие непопулярные и спорные решения, именно тогда курс на снижение расходов был взят довольно активно и резко.