Нигерия к цивилизации стремилась не очень долго и не очень старательно. Быстренько сообразив конституцию и парламент по британскому образцу, нигерийцы с упоением углубились в резню и перевороты, залив кровью окрестности. Если бы не добыча нефти, кроме постоянной гражданской войны в стране не было бы вообще ничего. А так есть хотя бы экономика и зачатки государственности, основным признаком которых являются вооруженные силы с небоеспособной авиацией, семью кораблями и пятью дивизиями пехоты. В общем, парламентские методы решения проблем нигерийцам даются с трудом, а рефлекс браться за оружие сильней, чем хватка голодной рукой за спелый банан.
Пока мы с вами радовались новому году и готовились два раза подряд отметить одно Рождество, в Нигерии правительство бросило населению под новогоднюю пальму суровую неприятность, объявив об отмене субсидий на бензин, в результате чего стоимость одного литра топлива с 1 января 2012 года с 65 найра подскочила до 150 найра (0,93$). Поскольку прививку цивилизацией британские колонизаторы делали больше ста лет кряду, нигерийское общество выдало в качестве первой реакции на неприятность забастовку. Руководить затеей взялся не менее цивилизованный профсоюз, закрывший все офисы и предприятия приватизированной нефтедобывающей промышленности, а заодно заправочные станции. Немного подумав, нигерийские профсоюзы до кучи закрыли и морские порты, чтобы уже добытая нефть не уплыла за границу, а заодно аэропорты, рынки и банки, парализовав торговлю, натуральный обмен и возможную эвакуацию. После чего вполне закономерно был устроен митинг возмущенной общественности. По данным профсоюзов, бороться за низкую стоимость литра бензина в крупнейшем городе страны Лагосе вышло около 10 000 человек. Они помитинговали, помахали плакатами, покричали и пошумели, после чего отбросили замашки бледнолицых и, выронив под ноги зачатки цивилизации и британское культурное наследие, сцепились с полицией.
Полицейские, недолго изображавшие степенных лондонских бобби, закономерно вломили демонстрантам в ответ. Народ огорчился и привычно выхватив из-за пазухи оружие, рванул в контратаку. В результате битвы цена на бензин не упала, субсидии не повергли в задумчивость президента Джонатана Гудлака, зато нигерийцы поубивали друг друга от души, с наслаждением и мастерством. Поскольку война в Нигерии с момента обретения независимости не прекращалась, под шумок на юге страны на всякий случай быстренько сожгли мечеть. Беспорядки продолжаются, раскаляя атмосферу в разных городах и принося сводки жертв, не всегда успевающих понять, что на этот раз их убили за литр бензина.
И все же, эта незатейливая простота, когда люди от просьбы к правительству о возврате субсидий стремительно переходят к решительным требованиям, вызывает легкое уважение. Они там сразу поняли, что забастовка и митинг властям безразличны и решили объясниться более наглядным способом. У нас в стране цена бензина растет и будет расти (к концу года прогнозируется увеличение одного литра любого вида топлива на 2,5 рубля). И мы, как цивилизованные люди, будем просить государство принять нашу точку зрения к сведению, сходим на выборы, правильно проголосуем и ни в коем случае не позволим себе обезьянего поведения…