На днях стали известны подробности ответа Следственного комитета России (СКР) запрос депутата Госдумы Сергея Петрова. Напомним, что в нем народный избранник интересовался ходом расследования по делу об откатах при госзакупках автомобилей «Mercedes». Коррупционный скандал начался весной 2010 года, когда суд округа Колумбия (США) опубликовал соглашение с корпорацией «Daimler», по которому ее оштрафовали и освободили от преследования в обмен на признание в выплате откатов чиновникам десятков стран, в том числе в России в период с 2000 по 2005 год на сумму в 5 млн евро. В нашей стране тогда покупали «мерсы» для Гаража особого назначения ФСО (ГОН), МВД, Минобороны, мэрии Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Однако следствие заинтересовалось лишь закупочной деятельностью МВД и ФСО ввиду ее масштабности.
В тексте официальной реакции СКР на депутатское любопытство, в частности, сказано, что за период следствия с сентября 2010 года оно установило и допросило ряд подозреваемых в этом преступлении. Комитет также отчитался, что расследует два дела по статье 159, часть 4 УК РФ (мошенничество): одно — об откатах при закупке автомобилей для ФСО, а второе — для МВД и его региональных подразделений. В рамках этой бурной деятельности запросы о международной помощи по делу отправлены в США, Германию и Латвию.
Характерно, что никаких фамилий в ответе на депутатский запрос не приводится. Однако в узких кругах бойцов невидимого автомобильного фронта широко известна фамилия человека из структуры ГОН, на счету которого в Deutsche Bank в Штуттгарте вдруг появилось 928 023 евро – аккурат в интересующий следствие период.
Также сильно удивляет неторопливость следствия. Ведь в архиве суда заокеанского округа Колумбия уж наверняка имеется бумага, где американским по белому четко написано кому и сколько российская ипостась «Daimler» заплатила денег. Какие еще доказательства противозаконной деятельности опогоненных коррупционеров нужны сотрудникам СКР? Если они до сих пор (почти за два года!) не удосужились получить из США эти данные, то следственную группу, занятую этими делами можно смело увольнять из «органов» за полнейшую профнепригодность. Или за сознательный саботаж расследования.
Кстати, абстрагируясь непосредственно от расследования, можно заметить любопытную закономерность. Практически сразу после коррупционного скандала вокруг марки «Mercedes» в России и последующего старательного «выхода из тени» компании «Daimler» в закупках отечественных госструктур вдруг резко начали преобладать «Audi» и BMW, приобретаемые через официальных дилеров марок, естественно. Забавное совпадение, не правда ли? Интересно, как скоро стоит ждать из США антикоррупционных новостей по поводу уже этих автомобильных брендов?