До конца марафона, естественно, добрались не все: из 443 стартовавших в аргентинском Мар дель Плата в первый день нового года доехали всего 249, а именно - 97 мотоциклов, 12 квадроциклов, 78 автомобилей и 60 грузовиков. Лучшие российские экипажи (Андрея Каргинова в грузовиках и Леонида Новицкого в автомобилях) заняли четвертые места в своих категориях. Последние три этапа, особенно пятничный и субботний, хотя и не повлияли на определение победителей, выдались достаточно нервными. Но, конечно, сейчас всех волнуют, в первую очередь, окончательные итоги.
В категории мото француз Сирил Депрэ выиграл свой четвертый «Дакар», более чем на 53 минуты опередив своего принципиального соперника Марка Кома. Аргентинец Алехандро Патронелли стал лучшим в классе квадро. Но, конечно, самая интересная борьба развернулась в классах автомобилей и грузовиков.
В этом году многие ожидали доминирования «полузаводской» немецкой команды BMW X-Raid на Mini. Неожиданностей не произошло: четыре пилота франкфуртской команды выиграли 8 этапов на всех, три - на счету у победителя общего зачета, Стефана Петранселя. В этом году Стефан записал на свой счет уже четвертый «Дакар» в автомобилях (и первый – в Латинской Америке), опередив почти на 42 минуты своего основного соперника, коллегу по команде Хуана Рому. Петрансель сравнялся по количеству побед в категории авто с финном Ари Ватаненым. Однако, если считать все классы, то у Стефана уже целых десять «Дакаров», включая шесть в мото. Вторым-третьим стали экипажи Хуана Ромы (Mini) и Жиниэля де Вильерса (Toyota). Довольно ярко весь марафон ехали пилоты на Hummer. Но победитель предыдущего «Дакара» - Аль-Аттийя – хоть и был быстр, но постоянно страдал от технических проблем и не смог добраться до финиша. Во многом этот «Дакар» запомнился выступлениями другого хаммеровца – Робби Гордона. От которого, впрочем, было больше шума, чем итогового результата. Несмотря на три победы на этапах, американец попал всего на пятое место финальной классификации с более чем двухчасовым отставанием. Кроме того, легитимность его автомобиля вызывала сомнения.
Оказался под вопросом и Iveco победителя класса грузовиков Жерара де Рооя. Голландец захватил лидерство с четвертого дня, и выиграл пять этапов. Как мы уже сообщали, на девятом потерпел жестокую аварию и выбыл один из его основных соперников Алес Лопраис на Tatra. А как же наши? С самого начала было понятно, что этот «Дакар» не будет камазовским. Хотя, честно говоря, гонка могла сложиться для нас и немного легче. Обидно за дисквалификацию экипажа Эдуарда Николаева в первой половине марафона и затем за сход Айрата Мардеева во второй. Андрей Каргинов неплохо перенял эстафету. И кстати, был лучшим на 13 этапе в субботу между городами Наско и Писко. Итоговое место – четвертое, но по тому, как складывалась гонка, могло быть и хуже. Кстати, на третьем месте за де Рооем и Хансом Стейси оказался еще один камазовский экипаж, правда, казахстанский - Артура Ардавичуса. Как поясняют в КАМАЗе - этот экипаж все-таки считается частью команды, и Ардавичус проводит испытание двигателя «Камминз» в свете грядущих изменений регламента категории Т4.
Кстати, именно Артур, уже в финальной части марафона, заметил, что хода подвесок автомобилей команды Де Рооя в 420 миллиметров не соответствуют разрешенным регламентом соревнований в 300 миллиметров. По словам главы камазовской команды Семена Якубова, некоторые решения, используемые на гонках ASO, действительно «выходят за рамки регламента FIA», но они заранее оговорены с участниками, и «изменение хода подвески никто не оговаривал». Как считают участники, это отклонение действительно ведет к резкому изменению характеристик автомобиля: говоря коротко и грубо, грузовик может быстрее проезжать спецучастки, «глотая неровности трассы» и не рискуя при этом развалиться.
Слово Якубову: «Артур Ардавичус решил разобраться, мы предложили ему вместе сходить к де Роою и на эту тему переговорить. Были приняты в штыки. Попросили их продемонстрировать ход подвески. Они отказали. А потом подключили официальных представителей ASO, которые попросили скандал не затевать». В итоге, на финальных этапах голландцы стартовали с настройками как у всех, прежнего преимущества не имели, но сказать, было ли это закономерным результатом или случайностью, сейчас сложно. Да и смысла нет. Гонка закончена, результат опубликован. Да, он не настолько хорош для российских болельщиков, как мы привыкли. Но гонка проводится каждый год и, что ж, в этом году у КАМАЗа была возможность доказать, что он умеет не только красиво побеждать, но и достойно проигрывать. До встречи в Атакаме в следующем году!