Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил на днях агентству «РИА Новости», что штраф для ТНК-ВР в рамках «третьей волны» антимонопольных дел может составить около 1,8 миллиарда рублей. Если так и произойдет, то эта компания может оказаться наиболее «пострадавшей» в ходе этой самой волны антимонопольных расследований в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Напомним, что в конце прошлого года ФАС уже оштрафовала в рамках «третьей волны» «Роснефть» на 1,75 миллиарда рублей, «Газпром нефть» – на 979,3 миллиона рублей, «Башнефть» – на 778 миллионов рублей и ЛУКОЙЛ – на 609 миллионов рублей. Таким образом сумма штрафов может составить примерно 5,9 миллиарда рублей.
Смотришь на эти «волны», смотришь и понимаешь, что конца и края им в обозримом будущем не видать. Практически ежегодно ФАС проверяет нефтяников, каждый раз нефтяники оказываются виноватыми, каждый раз они платят миллиардные штрафы и каждый раз все равно продолжают нарушать причудливое российское антимонопольное законодательство. Хотя, по идее, штраф, эта такая штука, с помощью которого государство заставляет кого-то не нарушать правила. В рассматриваемом сейчас нами «топливно-нефтяном» случае нарушители явно не спешат исправляться и действовать по правилам.
Раз штрафы на нефтяников не действуют, напрашивается аналогия с ситуацией, когда водитель нарушает пункт ПДД, за что ему грозит расстаться с какой-нибудь смешной суммой типа 100 рублей. Такого нарушителя инспектор может штрафовать за одно и тоже правонарушение хоть ежедневно. Если предположить, что мы имеем дело с математически идеальным ГАИшником, то подобная ситуация будет устраивать всех: полицейский, вроде как, занять делом, государство получает хоть и небольшой, но стабильный доходик, а карман нарушителя не особо обременен дополнительными расходами, имея в замен реальную личную выгоду от нарушения закона. В ситуации с топливным рынком и ФАС мы видим ровно такую картину. Груда сотрудников ФАС обеспечено постоянной занятостью. Нефтяники, отделываясь булавочными штрафами делают каждый успевают не слабо заработать на задирании цен на топливо пока антимонопольные чиновники раскачиваются со своими «волнами». Бездонному госбюджету от этого сплошной прибыток. И дело тут не только в штрафах, выплачиваемых, кстати, почему-то не ограбленным автовладельцам, а в пользу государства. При этом мало кто вспоминает, что завышенные розничные цены на АЗС автоматически означают и лишнюю «копеечку» в виде налогов для того же бюджета!
Так что если разобраться, то от «картельных сговоров на рынке автомобильного топлива» больше всех выигрывает, как ни парадоксально, наше с вами любимое государство. А что оно потом с нашими денежками делает ты, читатель, и сам прекрасно знаешь...