И, привычно оставив за скобками причины трех четвертей инцидентов с безлошадными участниками дорожного движения, главный придорожный милиционер страны генерал Виктор Нилов сконцентрировался на пешеходных переходах.
Все дело, оказывается, в недостаточной обустроенности этих объектов дорожной инфраструктуры. «Пешеходники» нужно хорошенько осветить (как будто людей сбивают только ночью), добавить дополнительные дорожные знаки (наверное, устанавливать первый из них за километр от «зебры», увеличивая плотность с каждой сотней метров) и изменить критерии введения сфетофорного регулирования (без комментариев). В духе времени г-н Нилов озаботился и «внедрением иновационных технических средств, способных повысить безопасность пешеходов». Тут, правда, обошлось вообще без конкретики, но словосочетание, согласитесь, звучит, не стыдно и в высоких кабинетах произнести. Только бы их обитатели не поинтересовались, какие инновации и как сумеют облегчить нелегкую жизнь пешехода.
Но если учесть, что в стране насчитывается чуть больше 100 000 переходов, то обустройство каждого с учетом пожеланий генерала (и с использованием загадочных инновационных технических средств, причем наверняка основанных на нанотехнологиях) вылетит в копеечку. Распределять которую наверняка поручат дирекции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», функционирующей под чутким руководством ГУ ОБДД. То есть лакомые заказы получат «свои» коммерсанты. Разумеется, за красивые глаза. Вот только поможет ли это гибнущим на «зебрах» людям?
Спору нет, любой пешеходный переход должен хорошо «читаться» водителем. И спасибо отечественной придорожной полиции за то, что она следит за их состоянием и даже наказывает владельцев дорог за то, что они плохо обихаживают эти объекты (по фактам неудовлетворительного содержания переходов в ушедшем году возбуждено более 4000 административных дел. В надлежащее состояние уже приведено около 28 000 переходов). Да вот беда — пешеходы продолжают гибнуть и на обновленных «зебрах» и, как уже говорилось, в больших количествах — вне их. Причем более чем в половине случаев по своей, а не водительской, вине.
И, как уже не раз писал «АвтоВзгляд», дело тут не столько в обустроенности дорог вообще и переходов в частности. Просто пешие россияне в еще большей степени игнорируют ПДД, чем их моторизованные собратья. И заставить их свято чтить дорожные законы, а не бросаться на проезжую часть где придется и как придется, можно только повысив ответственность. Ведь даже на обозначенный всеми мыслимыми знаками и разметкой «пешеходник» человек должен ступать, соблюдая определенные и, заметим, четко прописанные правила (подробнее в материале "Последний пешеход"). Вот только наказание за их игнорирование — смехотворно.
Но нашей ГАИ проще выбить бюджетную копейку, обложить новыми поборами автовладельцев, чем всерьез заняться воспитанием, пусть и принудительным — через высокие штрафы — пешеходов. Хотя значительное число россиян подобную меру воздействия на «дорожных самоубийц» полностью поддерживает (итоги опроса "АвтоВзгляда").