У нас не приживается бизнес-модель цивилизованного мира. Кредит или инвестицию надо вымаливать, либо заходить по звонку, либо выжигать командой сверху. А ведь потом деньги придется возвращать. Поэтому недостающие средства изымаются из кармана безвыходных людей простым повышением. А причина нехватки денег всегда одна – собственная жадность. Ну, и еще ласковое отношение власти, которой проблемы населения неинтересны.
Когда группе неукротимых олигархов, получивших в личное пользование всю нефть России, хочется увеличить слой икры на собственном бутерброде, они, в картельном сговоре, поднимают стоимость одного литра топлива, попутно уничтожая не прикрытых властью конкурентов.
Когда иностранным представительствам автомобильных компаний хочется высосать из страны еще больше денег, они незатейливо поднимают стоимость машин.
Когда безнаказанность диктует страховым компаниям циничную возможность увеличить норму прибыли, они просто поднимают стоимость полисов ОСАГО или вводят картельные коэффициенты.
И при первом дуновении потребительского удивления (о протестах, возмущении, негодовании или резких действиях речь не идет никогда) появляется статистика, согласно которой в один ряд со всегда нищими учителями, врачами и воспитателями детских садов встают выползающие из охраняемых Мерседесов, Майбахов и Бентли нефтяники, дилеры и страховщики. Отдышливо вытирая тяжкий пот сытых лиц семьдесят второй диагонали, голодные представители компаний показывают проценты убытка, скаредные копейки несостоявшейся прибыли и черные дыры разорения.
Но от нефтяников есть хотя бы минимальная, но польза. Они продают по стране бензин (самый низкий по качеству в мире). От дилеров и представительств пользы еще больше. Они реализуют автомобили. И все чаще – полноценные, сделанные по-честному и для людей. А где польза от страховых компаний? Государство подарило им косвенный налог ОСАГО, новый техосмотр, сейчас мечтательно затевает подарить им еще и медосмотр водителей с последующей продажей медсправок… А что населению с того?
По официальным данным, за прошедший год ОСАГО отобрало у нас с вами в пользу страховых компаний 106 миллиардов рублей. Играющее против нас государство в июле прошлого года придумало новые коэффициенты, наказав рублем тех, кто помоложе, послабей и живет на дальних куличиках (Якутск, Челябинск, Пермь и Казань приравняли к Москве), тем самым добавив страховщикам уверенности в завтрашнем дне. Как всегда, лоснящиеся от голода страховщики объясняют стране, что ездить она не умеет и за год учинила 2 438 095 страховых случаев. Неумехой оказался каждый четырнадцатый водитель страны. (За год полисами были обложены 39,6 миллионов водителей). В ГАИ новый год так и не наступил и на сайте gibdd.ru статистика заканчивается ноябрем 2011 года, поэтому известно, что аварий за этот период произошло 181 339 (правда, полицейская статистика учитывает только те, где есть пострадавшие). И даже если полицаи захотели бы потягаться со страховщиками, они не смогут рискнуть отчетностью и добавить в итоговые цифры нескончаемого года недостающие 2,2 миллиона ДТП. То есть, как и в прежние годы, у страховщиков получается апокалиптичная картина страны, убивающейся в авариях в среднем по 203 000 ДТП в месяц, а у полицаев за месяц бьется только 16 500. Какая полагается награда героям? Не полиции, им и так не за что, а страховщикам? 50 миллиардов рублей. В карман.
Косвенный налог, каковым на самом деле является ОСАГО, прибыльный с самого первого дня. Тяжкое признание в этом не прозвучало за все 10 лет. Зато есть статистика разорения. В 2011 году к огромному удовольствию страны скончалось 20 страховых компаний, в 2010 еще 19…