Термин бизнес-план в российских реалиях может означать все, что угодно, кроме принятого во всем остальном мире, самопровозгласившим себя цивилизованным. У нас кто бы ни пытался прикидывать, когда и сколько именно миллиардов хлынут в его карманы, – ошибается всегда.
Даже ну очень уважаемые люди, чьи бизнес-идеи подкреплены мощнейшим лобби на высочайшем государственном уровне. Возьмем, к примеру, богатейшую бизнес-идею единовременно заставить весь российский пассажирский транспорт самооснаститься приемниками ГЛОНАСС. Во второй половине прошлого года, на радость «отцу российской глонассизации» Сергею Иванову, Минтранс высочайше повелел всем маршруткам, автобусам и прочим троллейбусам уже с 1 января 2012 года быть оснащенными системами, централизованно отслеживающими положение каждой машины с помощью ГЛОНАСС. Всех ослушников ждала кара неминучая в виде лишения лицензии на право перевозок. Таким образом в кратчайшие сроки должно было быть установлено порядка миллиона устройств! Если учесть, что стоимость каждого составляет порядка 20-35 000 рублей, то светлое будущее уже «прямо сейчас» однозначно светило монополисту в этой области – ОАО «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС»). С выручкой в виде, как минимум, 20 «лярдов» в течение пары месяцев можно уже и с Биллом Гейтсом «на ты»...
Но, как говорится, «что-то пошло не так». Как-то невзначай выяснилось, что весь этот гигантский объем данных о местоположении армии транспортных средств просто-напросто некуда девать. Так называемых «Автоматизированных центров контроля и надзора» под контролем Ространснадзора, которые и должны, собственно, «переваривать» и анализировать данные каждого оглонассенного перевозчика, банально не существует в природе. Кое-какие «пилотные наработки» имеются, не без этого, конечно, но – не более.
На днях стало известно, что Минтранс переиздал свой прошлогодний приказ. Согласно ему весь пассажирский транспорт, кроме легковых автомобилей, должен быть оснащен устройствами, определяющими местоположение и передающими информацию органам Ространснадзора, на год позже – с 1 января 2013 года. То же касается и грузовых машин, перевозящих опасные грузы. А легковые такси обязаны будут приобщиться к прелестям глобального позиционирования по-русски к 1 января 2014 года.
Таким образом отечественная действительность слегка подкорректировала блестящие бизнес-планы компании «АФК Система», которая на 51% контролирует ОАО «НИС ГЛОНАСС». В этой ситуации остается лишь слегка позлорадствовать: навязанную монопольную «услугу» по установке ГЛОНАСС-оборудования негосударственные перевозчики в массе своей благополучно проигнорировали.