Не успели отойти от упадка 2008–2009 годов, как приходится балансировать между глубоким кризисом еврозоны и ближневосточными проблемами. И, как и в обычной жизни, одна антикризисная мера помогает выиграть в одном, потерять в другом, кто-то в результате теряет, а кто-то (не будем показывать пальцем), наоборот, извлекает выгоду…
И уже стало забываться, как на предыдущем витке глобального кризиса «Формулу-1» покинули такие производители, как «Honda», «Toyota» и BMW. Хотя, по мнению Берни Экклстоуна, тогда дело было не только в экономике, но и в том, что эти команды не добились большого успеха. И ведь то, что осталось от «Honda», превратилось в команду «Brawn», ставшую чемпионом мира. А теперь это снова заводская конюшня, «Mercedes», имеющая все шансы попасть в ранг топ-команды. Вполне типичный пример формулической эволюции, причем в ускоренном варианте.
Также тот кризис имел долговременные последствия, которые сейчас сплетаются в сложный клубок с разнообразными интересами и текущими глобальными и локальными проблемами. Прежде всего это попытки удешевления формулических гонок, не всегда однозначные и уж точно далеко не во всех случаях популярные. Более того, формулические реформы одной рукой удешевляют соревнования, другой, наоборот, делают дороже. Посмотрим…
Режим строгой экономии
Основной мишенью снижения расходов стали команды. Это и «Соглашение об ограничении ресурсов», и разнообразные статьи регламента. В числе мер — сокращение штатов, ограничения на число используемых комплектов шин и моторов, «заморозка» моторного регламента, попытки (слава богу, неудачные) вообще перейти на стандартные двигатели… Причем ресурсосберегающие меры, направленные на повышение надежности моторов, не только экономят, но и играют на еще одну кампанию FIA — по борьбе против скорости или за безопасность (это с какой стороны посмотреть). Естественно, что более надежный мотор не всегда самый сильный…
С другой стороны, «Формула-1» продолжает существенно перекраивать технический регламент, заставляя конюшни вкладываться в дорогостоящие разработки, например KERS. (Но KERS также относится к разряду ресурсосберегающих мер, идущих в ногу с тенденциями серийного производства.) Или позволяет себе полностью менять моторную формулу — с 2014 года будут введены шестицилиндровые V-образные турбодвигатели 1,6…
Еще одна двоякая мера — это постоянное увеличение количества этапов, причем за счет удаленных гонок. Чемпионат-2012 будет состоять уже из двадцати Гран-при, но администрация «Формулы-1» на этом не останавливается. Из уст Берни периодически звучит страшная цифра 25. А ведь это существеннейшее повышение расходов! Более того, конюшни базируются в Европе, а чемпионат прирастает за счет Азии и Северной Америки при постепенном сокращении европейских этапов.
С другой стороны, количество гонок, даже при серьезных накладных расходах, наращивать выгодно! Потому что Гран-при — это деньги за продажу прав на проведение гонки, которые вносит в кассу промоутер этапа, и прав на телетрансляции. Часть этих доходов распределяется между командами. Именно за эти деньги они и борются при подписании каждого нового «Договора согласия», устраивая демарши и грозя альтернативным чемпионатом… К слову, тот факт, что по окончании прошлого сезона две ведущие команды — «Ferrari» и «Red Bull» — покинули ряды ассоциации команд FOTA, связывают с тем, что обе заключают эксклюзивный договор с владельцем коммерческих прав Берни Экклстоуном в обход нового «Договора согласия»-2013…
Беды календаря
Но вот как долго и много можно будет продолжать стричь купоны с организаторов и телекомпаний? Что касается «телевизоров» — еще один мировой чемпионат, WRC, в этом году лишился телетрансляций… А пресловутый кризис в еврозоне уже привел к тому, что местные промоутеры «Формулы-1», назаключавшие кабальных контрактов, просто взвыли от непосильных расходов! И многие уже просят пересмотра условий промоутерского контракта. Тем более что зачастую его финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, так как соревнование приносит выгоду в первую очередь за счет туризма. Наиболее остро стоит проблема в Испании, которая принимает два Гран-при — Европы в Валенсии и национальный в Барселоне. Оба организатора независимо друг от друга объявили о своих проблемах и независимо же пытаются договориться с Берни о снижении платы. Да что Испания! Даже самая стабильная европейская страна, Германия, родина Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля, которая чередует Хоккенхайм и Нюрбургринг, также ставит вопрос ребром… Большое давление испытывает Гран-при Бельгии в Спа, в том числе и от экологов. Под угрозой Гран-при Венгрии из-за высокой инфляции в стране и низкой посещаемости гонки. Не испытывает проблем разве что британский Сильверстоун… Пытается вернуть гонки «Формулы-1» родина Гран-при и автоспорта вообще — Франция. Ну и вряд ли кто-то покусится на священную формулическую корову — Монте-Карло.
Однако и вышедшая за пределы патриархальной Европы, глобальная, застроенная современными «тилкедромами» «Формула-1» трещит по швам. Второй год проблемы с Бахрейном — одной из самых спокойных стран Ближнего Востока, по мнению Экклстоуна. По сравнению, например, с Ираном, наверное, да! В прошлом году гонка в Бахрейне не состоялась. Да и в этом нет стопроцентной уверенности — то из-за проблем с безопасностью, то из-за наездов борцов за права человека. Вспомним также Гран-при Турции, проводившийся с 2005 года и потерявший место в календаре по финансовым причинам: двухсоттысячные трибуны собирали дай бог 70 000 зрителей. Еще одна беда — Гран-при Кореи. Построенный в глубинке автодром не отличается ни хорошей посещаемостью, ни приличной инфраструктурой.
Также азиатские гонки — это проблемы с телетрансляциями на Европу. Чтобы не заставлять телезрителей вскакивать на заре, соревнования отодвинуты к вечеру. И если ночная гонка в Сингапуре проводится при искусственном освещении, то в других странах заезды завершаются уже чуть ли не в сумерках. Ну и конечно (за исключением «старого», японского Гран-при), такие страны, как Малайзия, Китай, Бахрейн, Сингапур, Абу-Даби, Корея и Индия, не отягощены формулическими традициями и духом… Как, впрочем, и Северная Америка, куда также усиленно стремится «Формула-1». Янки предпочитают свои гонки — типа «IndyCar» и «Nascar», где в отличие от «Формулы-1» все «по правде» и люди гибнут тоже по-настоящему. Сейчас в календарь поочередно готовятся войти две новые гонки в США, и это вовсе не исторический Индианаполис, а техасский Остин и нью-йоркский Нью-Джерси. Примет ли их американский зритель? Впрочем, гонки в США очень нужны автопроизводителям, которые хотят заявить о себе и в этом регионе.
По заявлениям Берни, недостатка в претендентах нет. «Формулу-1» также хотят проводить Аргентина, Южная Африка, Мексика, Чили, Катар, Дубай, еще по одной гонке — Индия и Бразилия. И это далеко не все. Ходят слухи о том, что Гран-при ждут в Нидерландах и на Майорке. А раз есть спрос, то формулической администрации не с руки идти навстречу неплатежеспособным партнерам, лучше зарабатывать деньги, меняя и расширяя географию. Продолжая при этом лавировать между глобальными и локальными интересами и проблемами. Пока у «королевы автоспорта» это получается с эффективностью прожженного дельца и с истинно царским шиком.