«АвтоВзгляд» неоднократно писал о том, как под флагом повышения безопасности дорожного движения ГАИ вот уже четвертый год пытается закрыть существующие автошколы, а вместо них насадить гигантские автодромы, напичканные разнообразной электроникой, стоимостью под 100 000 долларов для каждого автодрома. Фишка в том, что покупать необходимое оборудование владельцы подобных автодромов должны у определенных придорожными полицейскими поставщиков. В противном случае ГИБДД автодром не аккредитует.
Гаишная «инновация» вызвала бурю протестов. Ее противники справедливо полагают, что даже объединившись, автошколы не потянут строительство таких объектов. А во многих регионах (Москва, Санкт-Петербург) для них просто не найдется места. Да и цена обучения на подобных автодромах вырастет вдвое-втрое (до 50 000-70 000 рублей), что для большинства кандидатов в водители станет непреодолимым препятсвием в деле получения «прав». Эти и другие доводы были услышаны и в конце-концов после вмешательства ФАС всеообщая «автодромолизация» автошкол вроде бы сошла на нет.
Но, как оказалось, коммерсанты из ГАИ от своей идеи не отказались. Теперь насадить автодромы они пытаются через административный регламент о приеме экзаменов. По аналогии с регламентами о работе ДПС и регистрации транспортных средств. Вроде бы не подкопаешься. Но, как говориться, есть нюанс. Дело в том, что методика принятия квалификационных экзаменов — исключительная прерогатива Министерства образования и науки, а не МВД и даже не правительства. Как, впрочем, и разработка требований к оснащению автошкол. Поэтому если предложения ГАИ по новым правилам приема экзаменов и реализуются в ведомственном регламенте, использоваться они не должны, как незаконные.
При этом, обратите внимание, полицейские разрабатывают аж две методики! Одну — для автодромов, другую — для традиционных автошкол. При этом первые получают весомые преференции. Так, скажем, часть сданных здесь внутренних экзаменов зачтут при сдаче экзаменов собственно в ГАИ. Выпускники же вторых должны будут повторно сдавать зачет все на тех же автодромах (очевидно, за дополнительную плату) либо на экзаменационных площадках, обустроенных в соответствии с новыми требованиями. При этом понятно, что, дискридитируя обычные школы, их выпускников будут нещадно «валить» на экзаменах.
Но и это еще не все. Необходимость нового регламента ГАИ увязывает с предоставлением госуслуги, которой и является прием квалификационных экзаменов. Но если часть испытаний будет проводиться на частных автодромах, то при чем здесь госууслуга? Понятно так же, что ее цена на автоматизированном автодроме и неавтоматизированной площадке будет разной, а этого в случае с госууслугами быть не может.
Что же касается самих экзаменов, то тут предложения ГАИ выглядят вполне резонно. Кандидату в водители будет предложено выполнить повороты под прямым углом, остановку и трогание на подъеме, параллельную парковку и разворот в ограниченном пространстве с движением задним ходом. При этом любая ошибка автоматически ведет к пересдаче. При успешном выполнении маневров на площадке последует проверка навыков в «боевых» условиях. Соискателя «прав» будут тестировать на дорогах с разной интенсивностью движения. Жаль только, что при этом их станут делить на чистых и не чистых…