Впрочем, у жюри в этот раз легкой прогулки не случилось – состав участников подобрался очень приличный, а учитывая тот факт, что процесс присуждения премии из сугубо автомобильного русла сместился в политическую область, задача усложнилась в разы.
Во-первых, исторически сложилось, что звание «Автомобиль Года» не дают марке, выигравшей ее в прошлом сезоне, какой бы шедевр она не сотворила. За последние двадцать лет проскочить удалось только FIAT, но этому бренду вообще грех жаловаться, если к его четырем титулам прибавить пару Alfa Romeo, ближайший конкурент у итальянцев появится еще очень нескоро. В общем, «Nissan» в этот раз ничего не светило априори. Но он, в общем-то, и не претендовал.
Второй момент – экология, этот фактор последние лет пять стал если не определяющим, то, как минимум, очень важным. И третий фактор – мнение жюри очень часто не совпадает с мнением клиентов. Это как конкурс «Мисс вселенная» – бонзы оценили, языками поцокали, может, даже поаплодировали и… отправили лауреатку в мировое турне, пропагандировать бесполезный образ жизни и внедрять в умы бесполезные, в общем-то, идеи. Ведь лучшие по мнению экспертов авто редко когда становились бестселлерами. Из исключений в новейшем времени стоит вспомнить лишь третий Golf, первый Focus, Peugeot 307, да Renault Megane. А учитывая, что эти авто добились своих наград до 2005 года, после середины «нулевых» действительно востребованные рынком машины в лучшем случае доходили до финала, где те с треком проигрывали.
Впрочем, в этом году, повторимся, подбор номинантов серьезен как никогда. В число семи финалистов попали Citroën DS5, Fiat Panda, Ford Focus III, Range Rover Evoque, Toyota Yaris, Volkswagen up! и Opel Ampera с «близнецом» Chevrolet Volt. Но, если Panda и Toyota моментально записывались в аутсайдеры, остальные шансы на победу сохраняли до последнего момента. Focus и Evoque – своеобразный прорыв и то, на что они способны, показали в полной мере. DS5 при этом – просто красавец, а VW – первая попытка создать нормальный европейский «лоукост». Что же касается гибридов, то в их случае все зависело от политики. Nissan Leaf победил в 2011-м, Toyota Prius – в 2005-м. Шесть лет – это срок, тут – всего полтора года, причем, без промежуточных номинаций, поэтому, чтобы назвать новой машиной года очередной экомобиль, нужно обладать довольно специфическим складом ума, в конце концов, гибридное будущее наступит, в лучшем случае, через пятилетку.
В общем, если бы организаторы спросили мнение автора этих строк, в суперфинал прошли бы трое – Citroen DS5, Focus и Range Rover, и последний, наверное бы, победил. Исключительно «по очкам». Но так не получится: каждый из членов жюри обладает 25 баллами, которые должен распределить, как минимум, среди 5 номинантов, причем, больше «десятки» в одни руки давать нельзя. И при таком раскладе однозначно спрогнозировать победителя практически нереально. Что, в общем, практика и показала.
В итоге, the winner is... Opel Ampera. Очередной гибрид на наши отнюдь не зеленые головы.