В самом конце февраля, как сообщили ряд СМИ из Детройта и Парижа, PSA согласился вступить в альянс с «General Motors» с целью сэкономить в ближайшие пять лет $5 млрд. Комментируя это заметное событие в автомире, глава GM Дан Акерсон заявил: «Это партнерство откроет огромные возможности обеим компаниям, так такое слияние усилий в купе с нашими независимыми внутренними планами позволит GM выйти на позиции долгосрочного устойчивого профицита в Европе». Шеф PSA Филипп Варин добавляет: «Это партнерство обладает большим потенциалом развития: члены альянса мобилизованы на то, чтобы извлечь из него максимальную пользу».
Впрочем, всем понятны экономические пружины этого альянса. В 2011 году производство автомобилей принесло PSA убыток в $125 млн., а у GM, хотя он и вернул себе в минувшем году первое место в мировом производстве авто и получил рекордную прибыль в $9,2 млн., вызывает озабоченность то обстоятельство, что и в 2012 году, то есть шесть лет к ряду, спрос на новые автомобили в Европе, в том числе и на Opel, падает.
Конкретно за этим свежерожденным союзом, который должен быть полностью оформлен во второй половине текущего года, стоит многое. Так, GM приобретет за 400-470 млн. долларов 7% из общего пакета акций, который PSA намерен выставить в ближайшее время на финансовом рынке. Обе компании планируют совместить свои НИИОКР, выпуск новых платформ, автокомпонентов, агрегатов и внедряемые технологии. Кроме того, намечено создание на мировом рынке промышленных, инженерных и иных услуг, сервисов и автокомпонентов глобального закупочного совместного предприятия с годовым оборотом в $125 млрд.
В то же время, обе компании по-прежнему будут индивидуально заниматься маркетингом и продажей своих автомобилей на конкурентной основе. Они намерены сосредоточить совместные усилия, прежде всего, на выпуске малых и среднеразмерных авто, включая минивэны и кроссоверы. В ближайших планах создание общей платформы для небольших моделей с низкотоксичным выхлопом, которые должны появиться на рынке в 2016 году – имеется в виду выпуск 2 млн. субкомпактов преимущественно для стран Латинской Америки.
Эта сделка, которая явно является следствием падением спроса и ростом запасов непроданных авто у PSA и джиэмовской «дочки» «Opel»/«Vauxhall», вызывает у европейских аналитиков и инвесторов серьезный скепсис. Аналитик швейцарского банка «Credit Suisse» Эрих Хаузер без каких-либо обиняков проинформировал инвесторов, что «этот альянс не то решение, которое должен был бы увидеть европейский рынок массовых автомобилей».
Напомним, что разного рода партнерство с европейскими атопроизводитлями GM входила неоднократно и итоги были неоднозначными. В 2005-м GM выплатила FIAT $2 млрд. чтобы выйти из неудачной пятилетней «групповухи» с итальянцами. У PSA опыт таких тесных взаимоотношений получше. Например, удачными оказались альянсы с тем же FIAT и BMW по выпуску соответственно коммерческих автомобилей и двигателей.
Стоит отметить, что официальный представитель PSA поспешил уверить других партнеров этого французского альянса в том, что пртнерство с GM никак не отразится на их совместных проектах и что, в любом случае, их интересы будут учтены. Это касается, в частности, долговременной кооперации PSA и «Ford» в производстве дизелей. За минувшее десятилетие они выпустили 16,5 млн. дизельных двигателей и имеют возможность производить до 3 млн. этих моторов в год. Представитель «Ford» высказался в этой связи в том плане, что у его компании этот альянс пока что не вызывает обеспокоенности. Представитель BMW отказался комментировать наметившуюся сделку.
С успокоениями, адресованными французским производителям автокомпонентов, дилерам, инвесторам, профсоюзам обратились и французский министр промышленности Франции Эрик Бесон, и глава PSA Филипп Варин. По их словам, стратегический альянс PSA/ «Peugeot»-«Citroёn» и «General Motors» — хорошая новость для французских промышленников, так как он не предполагает совместное производство автомобилей и в этом смысле партнеры остаются независимыми. Не изменются и взаимоотношения PSA с местными производителями автокомпонентов, а в целом альянс с GM будет содействовать сохранению рабочих мест в национальной автопромышленности.
В то же время Филипп Варин, выступая по французскому радио и телевидению, признал возможность совместного производства альянсом некоторых моделей: «Наши заводы уже собирают некоторые модели Peugeot и Citroёn на одних и тех же конвейерах с GM. В будущем, возможно, и мы будем собирать модели GM и наоборот… Но совместное производство на одних и тех же производственных мощностях возможно не раньше 2016 года».
По мнению немецкой «Die Welt», GM и PSA могут совместно использовать свежую cреднеразмерную платформу от Insignia Opel/Vauxhall для выпуска нового большого автомобиля. Такое решение прежде всего в интересах PSA, которая борется за прибыльность своих больших моделей Peugeot 508 и Citroёn C5. В то же время, такая новая модель сможет заменить в рыночной нише больших авто модели от канувший в Лету SAAB.
Больше всего опасений в связи с образующемся альянсом PSA/GM справедливо выражают профсоюзы завода «Opel» в германском Бохуме (открылся в 1962 году) и завода «Opel/Vauxholl» (начал работать еще в1925 году) в британском Эллесмер Порт. Этим заводам, по мнению экспертов, как самым старым опелевским предприятиям, грозит либо полное закрытие, либо значительное сокращение персонала в связи с их возможной реконструкцией. Ну, а что выиграет покупатель, если вообще ему что-нибудь перепадет от альянса, покажет время.
Брак по большому расчету
Выиграет ли потребитель от альянса PSA/GMПреодоление кризисных симптомов в экономике, сопровождаемое падением спроса на авто и ростом производственных расходов, подвигает мировых автопроизводителей к новым альянсам и «разводам».