При чем корейцы французов вот-вот победят и, не дожидаясь их окончательной капитуляции, уже потихоньку громят немцев. На 82ом женевском автосалоне этот расклад сил и боевых порядков был обозначен максимально конкретно.
Самое печальное зрелище было на японских стендах. Стенд величайшей в мире Toyota, высокий уровень которой известен лишь русским, да и то по рекламным подвигам, был оставлен без внимания. Легендарная 2000GT 1968 года, оказалась легендой только для самих японцев, гибридные усилия выходят из моды, так и не выиграв у VW с его технологией BlueMotion, а мечта русского чиновника Camry и вожделенный Avensis никому не известны. У Honda посетителей не было вообще. Ее не знают и, похоже, не хотят знать. Даже вполне приемлемый концепт-кар на подиуме сиротился в освещенном одиночестве, как безнадежный пациент на операционном столе. У Mitsubishi вялая премьера некрасивого Outlander, вокруг которого стояли только редкие русские журналисты. О том, что у Mazda был стенд, люди так и не узнали. Subaru пыталась отпраздновать 40-летие симметричного полного привода, преимущества которого знают только работники фирмы. Но сделанная по отсталым технологиям сельского гаража новейшая модель XV, с торчащими необработанными сварными швами и гулким салоном дешевой пластмассы на праздник аудиторию не собрала.
И только у Nissan была какая-то жизнь. Его стенд очень удачно располагался в углу под главной лестницей и все, кто переходил из зала в зал обязательно брели через два японских концепта. Ниссановцы большие мастера создавать невзрачные и незапоминающиеся экспериментальные машины будущего для украшения выставки и привлечения посетителей. Подсказчики объясняли, что один невзрачный ящик станет грядущим Note, а второй безликий экземпляр сверкнет кроссовером. Примечательно, что на третий год после премьеры на улицах Женевы все же появилась Micra – как разъездная машина отеля… На фоне ощутимого европейского забвения отчетливо вырисовывается спасительная роль России. У нас японские автомобили воздвигнуты на пьедестал, хорошо продаются, строят свои заводы и имеют перспективу. Прагматичные европейцы не понимают, почему за банальные одноразовые некрасивые машины надо платить так дорого, как это делают русские.
Итальянцы Европу проиграли и отступили на свой полуостров. Страшная месть американскому Chrysler развлекала лишь первое время. Сегодняшние большие американцы под псевдонимом Lancia и FIAT смотрятся, как массивное надгробие на былом автопроме сразу двух континентов. Если бы не сверкающий позолотой бренд Ferrari, и ушедший к немцам Lamborghini про Италию забыли бы вообще. Если в прошлом году фиатовцы вытащили весь Dodge на осмеяние к себе на стенд, то теперь Ram, Charger и Dodge Durango стояли сами по себе под сенью экспериментальных и мелкосерийных спорт-каров. Durango потрясал. Кстати, очень осторожно и аккуратно Европу приручает Cadillac. Завидуя успеху Chevrolet, он потихоньку прислушивается к советам и начинает делать машины под диктовку дилеров, выставив в этот раз гармоничный ATS.
Французы все еще держатся. Но Renault от года к году все печальней и скучней, серийные машины все тоскливей, концепты все скромней, и только история сверкает былым масштабом. Единственная интересная машина на стенде Renault в этом году – гоночный Type K 1902 года, его максимальная скорость – 125 км/ч! На тот момент самый грандиозный автомобиль в мире, к тому же выигравший в ралли Париж – Вена. В нынешней системе координат это аналог чемпионского автомобиля WRC. А единственное, что у французов цветет из современного – Dacia.
Праздник получился у Citroen и Peugeot. У обоих очень красиво переделанный Mitsubishi ASX, в исполнении Citroen он называется С4 Aircross и получился очень стильным, а в варианте Peugeot он назван 4008 и сверкает модным обликом в возрожденном стиле фирмы. Есть надежда, что прежнюю дизайнерскую команду, творившую львов на приеме у стоматолога, не только выгнали, но еще и утопили в Ла-Манше и возврата не будет. А еще у Peugeot удался сделанный по точному европейскому рецепту автомобиль 208. К нему было не прорваться.
Главными действующими лицами Женевского автосалона были корейцы и немцы. Ford, выждав паузу в мировом минивеностроении, грянул самым лучшим автомобилем в классе: B-max. И всего лишь достаточно было убрать среднюю стойку кузова. Машина распахивается вся. В одну секунду она стала самым привлекательным автомобилем для женщин, детей, стариков, больших семей, радикулитчиков, остеохондрозников и всех, у кого возникают трудности с быстрым размещением в ограниченном пространстве. Машинка-то не большая, зато эталонно удобная. VW так настойчиво предлагает всем грузовик Transporter в гражданском исполнении, что Ford то же собрался потягаться в этой нише и создал нечто среднее между микроавтобусом и грузовиком Tourneo Custom. По размеру и сути – наш Соболь. Только лучше. А вот Focus на Женевском салоне был убит. Наповал. Пришла KIA со своим новым cee`d в кузовах хетчбек и универсал, и прикончила немца (серийный подогрев руля, автоматический парковщик, система слежения за полосой…). А заодно и Opel Astra. Одним ударом двойное поражение цели. Да и Rio (не имеет отношения к нашему Rio, это две разные машины) уже виден в рейтинге продаж. От Sportage народ не отлипнет до сих пор. Optima, хоть и больше нужного, но вызывает внимательные взгляды и желание прицениться. Именно она походя смахнула с общеевропейского театра военных действий несуразные Infiniti, наглые Lexus и неинтересные Toyota.
Opel держится отлично. И концепт Mokka в самой востребованной нише имени Qashqai сделал, и титул Car of the Year с гибридом Ampera получил, да и электрический велосипед очень вовремя смастерил. Без таких изящных нюансов Европу не удержать, велосипед, умеющий самостоятельно вздымать бабушку в горку сейчас очень кстати.
VW Европе безудержно интересен. И даже не важны новинки. Важно, что по продажам весь европейский пьедестал годами удерживает VW, варьируя лишь имена моделей. Успешные корейцы во многом столь победоносны именно потому, что внимательно изучили стратегию самого умного игрока и теперь пользуются его принципами: каждый год по новой модели, а лучше две, качество в мелочах, технологии с опережением.
В Европе отлично играет свою партию Skoda. Она по-прежнему самостоятельна, делает машины в первую очередь для себя и потихоньку вызывает раздражение у VW коммерческими успехами, попутно отбивая атаки корейцев. А вот SEAT, возрождаемый раз в год по весне к открытию салона успевает лишь громко крикнуть о намерении победить весь мир, показать концепт и исчезнуть до следующего раза. Вопрос о продаже испанского подразделения все еще открыт.
Китай в Европу наигрался. Политика партии немного колыхнулась, теперь главный удар нацелен на Россию, на внутреннем рынке куча проблем, поэтому на салон приехали только шпионы и ни одного производителя. За китайцев титул самых позорных, отсталых и наглых взяли индийцы. Невыносимо фенольная Тата вытащила кучку непотребных изделий, назвать автомобилями которые могут лишь работники АвтоВАЗа. Для них это недосягаемый уровень, для остального мира – недопустимый.