Процесс этот непростой. Хотя бы потому, что, по негласному распоряжению высокого полицейского начальства, с первого раза у экстерна экзамен не примут. Да и со второго у половины алчущих «прав» граждан — тоже. Если, конечно, не позолотить экзаменатору ручку…
Однако в Москве допущенных к «кормушке» служивых крайне мало: до недавнего времени получить водительское удостоверение после самоподготовки можно было только в двух гаишных подразделениях — на Варшавском шоссе,, 170 Д и Лобненской улице, 20. Понятно, что после того, как у ГАИ отобрали взяткоемкое право проводить техосмотр, карманы многих из них опустели. Поддержать штаны подчиненных столичные руководители инспекции решили просто, разрешив принимать экзамены у экстернов любому экзаменационному подразделению, вне зависимсти от прописки «абитурента». Разумеется, обставлено все лучшем образом — «в целях улучшения приема населения».
И бог бы с ним, с этим пресловутым «левым» заработком придорожных полицейских. Просто передовой московский опыт наглядно показал, что ведомству, в первую очередь призванному бороться с аварийностью — глубоко на эту проблему плевать. И если сейчас по вине автомобилистов со стажем вождения до трех лет в России происходит 16–20% всех ДТП, то благодаря широкому распространению экстерната эти и без того страшные цифры будут расти в геометрической прогрессии.
И тут не лишним будет напомнить, что еще в конце прошлого года в Госдуму РФ был внесен очередной законопроект, вообще запрещающий сдачу экзаменов на права экстерном. А первая попытка ликвидировать институт экстерната при получении «прав» была предпринята народными избранниками еще в 2009-м году. Причем в комментариях к законопроектам всякий раз совершенно справедливо подчеркивалось, что в итоге российские дороги станут на порядок безопаснее. Но милицейско-полицейское лобби в нижней палате парламента всякий раз торпедировало эти проекты.
И понятно — почему. Дело в том, что сегодня экстерном на права сдают около 200 000 человек ежегодно. С учетом того, что даже выпускники автошкол в 50% случаев сдают экзамен со второй попытки, можно представить, как непросто получить водительское удостоверение «самоподготовщикам». А источники в ГАИ прямо говорят — по-честному это невозможно в принципе. Только через взятку. Цена вопроса сегодня — 30 000-50 000 рублей. То есть ежегодно в карманах нечистоплотных блюстителей дорожного порядка оседает порядка 6-10 млрд. «деревянных»! Понятно, что отказываться от столь жирного приварка отечественные повелители свистков и жезлов категорически не собираются. И московские — в первую очередь.