Оригинальным образом икнулся автопроизводителям приказ Росавтодора от 24 января этого года, запрещающий в течение одного весеннего месяца (в зависимости от региона) передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс автомобилям с нагрузкой более 5-6 тонн на ось (при двухосной тележке).
Дело в том, что давление на дорогу в 5 тонн на ось оказывает пустой автовоз. За превышение этого нагрузочного лимита надо платить компенсацию государству. Вообще-то подобная практика de jure существует уже около трех лет. Правда, de facto, сей порядок мало где соблюдается. А в текущем году Росавтодор взял, будто внезапно укушенный неведомым насекомым, взял да и возбудился, пообещав жестко контролировать и жестоко карать нарушителей.
Хотя по дорогам нашей страны чего только не перевозят, сей запрет особенно переполошил, почему-то торговцев новыми авто. По данным «Ведомостей», Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) даже написала письмо на имя вице-премьера Игоря Шувалова, в котором утверждается, что с учетом компенсации автомобильные перевозки во многих случаях становятся экономически нецелесообразными. Аналогичное обращение к Шувалову отправила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Стало известно также, что российское отделение «Toyota» произвело расчеты, согласно которым выплата компенсации «за перевес» увеличит стоимость перевозок машин в среднем в 5-6 раз. Рейс из Санкт-Петербурга, где расположено сборочное предприятия компании, в Москву, например, подорожает с 50 000 до 300 000 рублей. Это приведет к росту цен на машины, что будет особенно ощутимо для покупателей бюджетных автомобилей.
А неплохие аппетиты у Росавтодора, согласитесь! Получается по 250 рублей за километр! Платные дороги (и каков тариф, а!) по всей стране – одним росчерком пера!
С одной стороны, оно – правильно: кто изнашивает дорогу, тот и должен платить за ее ремонт! И автопроизводители с дилерами знали заранее о подобном, могли бы как-то подготовиться к возможным перебоям поставок машин: какие-нибудь запасы запасли бы, что-ли? Хотя, понятно, это – лишние расходы...
Но и Росавтодор в этой ситуации – просто «красавец»! Берем и закрываем дороги! А вот так! И не волнует, почему в той же Финляндии ли Канаде, где климат аналогичен нашему, по весне трассы не разваливаются! Там тоже вводят сезонное ограничение, но – лишь до 90% от предельной нагрузки при обычных условиях. И ничего: годами дороги стоят и «не кашляют». Удивительно, не правда ли? А в жару наши трассы, по версии Росавтодора, тоже, как вы знаете, большегрузов не выдерживают. Приказ соответствующий ведомство в этом году тоже извергло: как стукнет выше 32 по Цельсию, обязаны испариться с проезжей части! Асфальт у нас течет, знаете ли. В США, Египте или Арабских Эмиратах не течет, а у нас – как водица. Не иначе, весь мире знает какие-то сверхсекретные технологии строительства, но из вредности не желает ими с Россией делится! Или место у нас проклятое какое?
А если серьезно, то в очередной раз дорожные чиновники пытаются «выехать» за наш счет. Ведь куда проще, не сходя с места, написать бумажку, от действия которой, в буквальном смысле, «встанет на уши» автотранспорт всей страны, чем делать свою работу: следить, чтобы дороги в стране строились и ремонтировались как следует. Чтобы асфальт был асфальтом, щебень – щебнем, а на «откаты-распилы» уходило, хотя бы(!), не более 10% от финансирования, а не по 50-70% как сейчас...
В прессе промелькнул комментарий проблемы от какого-то сотрудника Минтранса. В качестве выхода он порекомендовал автопроизводителям перегонять машины своим ходом, а не на автовозах. Наблюдая столь глубокий подход к проблеме остается пожелать, чтобы когда этот специалист соберется купить очередной BMW, пусть его машину гонят их Калининграда в Москву своим ходом. Чтоб не на автовозе.
Приказом по бездорожью
Росавтодор бережет асфальт распоряжениямиПриказ Росавтодора о весеннем запрете на движение фур по трассам может привести к резкому подорожанию новых авто в России. Особенно сильно оно может сказаться на бюджетном сегменте этого рынка