Впрочем, по-другому у него не вышло бы. Полноценный компактный кроссовер стартовой стоимостью 12 000 евро в буквальном смысле слова обречен на успех, тем более на российском рынке. Мы не поперхнувшись «съели» все французские «лоукосты», после чего окончательно развратили VW с его Polo sedan и благополучно чуть больше чем за год скупили 120 тысяч Hyundai Solaris, несмотря на то что первые полгода последний продавался с проблемной задней подвеской. В нашей стране правит бал финансовая составляющая, а если к ней прибавляются такие бонусы, как иностранный шильдик, приличный клиренс и полный привод, клиенты летят как мухи на мед. В частности, на этом в свое время поднялись «китайцы», и ужасно собранный и к тому же еще и заднеприводной Chery Tiggo жаждущий халявы народ раскупал как акции «МММ» в 90-х, ничуть не задумываясь над тем, что ему впаривают одноразовую машину с кузовом из фольги, которая гарантированно откинет лапки максимум через два года эксплуатации. А тут целый Renault, причем с подтвержденным европейцами ресурсом. В общем, все круто.
Тем не менее этот автомобиль весьма противоречив. Французы — не альтруисты, поэтому если они просят за машину меньше денег, значит, вам придется от многого отказаться. Например, от современной внешности. У Duster крайне специфический экстерьер. С одной стороны, его можно объяснить близким родством с Logan и Sandero. С другой — на свои 12 000 евро кроссовер выглядит с большой натяжкой. По большому счету из его прямых конкурентов с дизайном хуже только у Chevrolet Niva, любой другой компактный кроссовер при этом легко даст ему внушительную фору. Да, он обойдется дороже, однако, учитывая, что средняя стоимость уже проданных на сегодняшний день Duster куда выше номинальных 449 тысяч (раза в полтора), разница не столь существенна.
И это без учета салона, хотя кое-что в нем все-таки переделали. Внутренний дизайн кроссовера, очевидно, тоже разрабатывали по остаточному принципу. Понятно, что цена в данном случае во многом зависит от степени унификации, но подход «что вышло, то вышло» в этом сегменте оправдывать все тяжелее. Понятно, что французский кокпит здесь не появился бы в любом случае, поскольку «Рено» априори не может быть «Дачей». Французы от родства не открещиваются, но при этом явно стараются дистанцироваться от румынского бренда, дабы не обесценить стоимость собственного.
Впрочем, предложенные нам инновации интерьер, надо признать, освежили. За основу был взят рестайлинговый южноамериканский Sandero. Там он, кстати, тоже продается с ромбом на кузове. Вместо допотопного оригинального салона у нашего Duster появились двухдиновая магнитола (разумеется, опционная), более-менее современные ручки на панели кондиционера (тоже опция) и, как следствие, вполне сносная с точки зрения эргономики центральная консоль, пользовать которую куда удобнее, чем логановскую «бороду». Ей бы еще наклон нормальный сделать… Но здесь он все такой же отрицательный.
Зато сидеть тут вполне удобно. Понятно, что тот же Qashqai или ASX поудобнее. Их сиденья и спрофилированы лучше, и ткань на них побогаче, и диапазоны регулировок чуть шире… Но вот на этот счет особо заморачиваться не стоит, ибо уровень комфорта, предоставляемый французской новинкой, вполне сопоставим — сидеть можно.
Отдельного упоминания, кстати, заслуживает и второй ряд. Сам по себе диван не слишком хорош, поскольку он плоский и, по ощущениям, довольно хлипкий. Кроме того, третий человек тут такая же глупость, как и в любом другом подобном авто. Однако пространства для ног здесь в полтора раза больше, чем в том же Nissan Qashqai. Да и потолок практически не давит…
Тем не менее я не собираюсь утверждать, что этот автомобиль идеален, — напротив, в нем масса недоработок. Болтающийся и при этом откровенно дешевый пластик — далеко не все, с чем можно столкнуться. Во-первых, у этой машины совершенно идиотская шторка багажника. Вытягивающаяся обошлась бы ненамного дороже, тем более в производственных масштабах, эту же проще выкинуть, чем использовать по назначению. Во-вторых, в слякоть водитель Duster совершенно слеп. Слава богу, французам хватило ума не копировать логановскую схему работы стеклоочистителей, где форсунки омывателя и щетки работают отдельно друг от друга. Тут теперь все «как у взрослых»: потянул рычаг на себя — все включилось. Проблема в том, что «дворники» делают всего пару махов, после чего опускаются в исходное положение (чтобы очистить ветровое стекло, этого недостаточно, а чтобы размазать по нему реагент — более чем). В итоге приходится либо брызгать снова, либо переключаться в другой режим. А он слишком быстрый, так что степень прозрачности стекла не меняется. И это при том, что по уже устоявшейся логановской традиции щетки чистят только две трети поверхности, оставляя перед глазами пассажира огромный грязный кусок. В принципе, если водитель обладает средним ростом, контролировать пространство перед машиной это не мешает, высоким же придется постоянно заглядывать «под него». Казалось бы, мелочь, но за час городской толкотни эта особенность кроссовера просто выбешивает.
Точно так же достает и традиционно длинное и совершенно французское сцепление. Понятно, что мы говорим про машину, которая хотя бы время от времени будет съезжать с асфальта, но это не повод заставлять владельца накачивать левую ногу до уровня профессионального атлета. Ход в два десятка сантиметров — это уже само по себе слишком много. Мало того, складывается впечатление, что педаль висит на резиновом жгуте, причем это единственный конструктивный элемент, отвечающий и за естественное сопротивление, и за информативность. Трогаться в буквальном смысле слова приходится на глаз, в результате процесс адаптации растягивается на часы.
Самое смешное, что коробка при этом работает на пять баллов. Во-первых, она шестиступенчатая, что для этого класса машин, мягко говоря, нехарактерно. Во-вторых, у нее вполне пристойный механизм переключения. Четкостью он, конечно, не поражает, однако и общего впечатления не портит. Кстати, топовая логановская 102-сильная «четверка» ему очень даже подходит. Сразу отмечу, что когда спидометр выходит за 80 км/ч, она сдувается, но на низах полный порядок: вменяемая реакция на газ и вполне пристойное ускорение…
Для Duster — это то, что нужно, поскольку он просто обязан быть самым внедорожным кроссовером в классе. У него отличная геометрия, короткая первая передача, если приноровиться к сцеплению, он без проблем трогается и со второй, плюс ко всему дружен с полным приводом. Систему, кстати, позаимствовали у Nissan, слегка адаптировав муфту под собственные нужды (в частности, это касается скорости движения при блокировке). В общем, Renault вполне проходим. Правда, только при движении вперед: задняя передача очень длинная, так что, выбираясь из ловушки в реверсе, можно и сцепление подпалить. Еще один недостаток на скользком покрытии — традиционно пустой руль, но это прогнозировалось (для французов сие в порядке вещей). Тем не менее своих денег Duster, наверное, все-таки стоит. Правда, при условии, что под капотом не 2-литровый мотор, а дилер не нагрузил клиента ненужными опциями…
Технические характеристики:
Renault Duster
Габариты (мм) 4315х2000х1695
Колесная база (мм) 2673
Масса (кг) 1205
Объем багажника (л) 475–1636
Раб. объем двигателя (см3) 1598
Макс. мощность (л.с.) 102
Макс. крутящий момент (Нм) 145
Макс. скорость (км/ч) 163*
Разгон 0–100 км/ч (с) 11,8*
Ср. расход топлива (л/100 км) 7,6*
Цена** (руб.) от 449 000
* С передним приводом.
** Рекомендованная производителем.