Мы остались Советским Союзом и продолжаем жить по принципам пятилеток. Главной задачей всей экономики СССР был план по валу. Цифры и проценты. Общие показатели. Последствия не интересовали. И не интересуют.
А в Челябинске в автосервисе умер 65-летний пенсионер Анатолий Кулаков. Он увидел стоимость ремонта своего Mitsubishi L200 в треть ее остаточной цены и умер. Перед этим над ним несколько месяцев издевались, презирая за нищенскую манеру экономить, отсутствие приличной прописки (в Златоусте) и жизнь в провинции. А в Ульяновске пьяное быдло, работающее в официальном дилерском сервисе «Мотом», угнало клиентскую машину Юрия Никонорова Mitsubishi Pajero и поехало за водкой, целенаправленно убивая подвеску и даже не заметив работающий видеорегистратор. Утром все, что осталось от машины, отдали владельцу, констатировав естественный износ и назревшую необходимость ремонта. На днях в Москве клиент дилерского центра «Пеликан-Авто» («С меня хватит») прожил несколько часов в ожидании милости менеджера и сев за руль Suzuki Grande Vitara въехал в автосалон, разгромив его, попортив выставочные машины, распугав офисный планктон и порадовав подвигом интернет-сообщество.
Несколько лет назад болезни роста были уже очевидны. Немногие приличные бизнесмены, владельцы крупных дилерских центров, встревожено строили сервисы и дрессировали персонал, прекрасно понимая, что за растущими продажами должно успевать и обслуживание. При этом качество продаж сводится к умению связать пару слов и во-время улыбнуться. И на должность продавца подойдет любой человек без генетических признаков алкогольного вырождения, закончивший среднюю школу и умеющий чистить зубы и ботинки. А вот для профессионального технического обслуживания необходимы полноценные кадры. Которых в стране никто не готовит. Нет у нас ПТУ, нет у нас институтов, сориентированных на автосервис. То есть людей необходимо растить самим. Чем и пришлось срочно заниматься. Но ведь это затратное дело – растить, учить, дрессировать. А как же норма прибыли, требования представительств автопроизводителей, соблюдение стандартов? Они не увязываются и противоречат друг другу. Был даже скандал в дилерской сети «Nissan», когда владелец компании «Genser» Игорь Пономарев бился с иностранцами за снижение стоимости нормо-часов, удешевление запчастей и пересмотр нормативов. Он пытался облегчить жизнь клиента и сделать стоимость владения автомобилем марки «Nissan» менее тяжкой. Не удалось. «Nissan» не позволил бизнесу стать клиентоориентированным. А ведь, казалось бы, иностранцы в СССР не жили, но свойственные нашей стране пороки обрели мгновенно.
Беспомощная Федеральная антимонопольная служба, потихоньку начиная разбираться в автомобильном секторе, еще не все поняла, но по подсказкам уже догадалась, что клиент является презренным изгоем и все его беды идут не только от дилера, но в первую очередь от политики представительств иностранных автомобильных концернов. Но ФАС медленная и неумная, тему постигать будет еще долго и уже заявила, что, не имея полномочий, ближайшие два года будет лишь выражать озабоченность. То есть и ФАС уже дали отпор. Следовательно, ситуация не будет меняться сверху. А в это время у людей сдают нервы. Они умирают в сервисе, они громят дилерские салоны и дело тут не в наступившей весне…