Сейчас нефтяникам, впрочем как и всегда, отчаянно давит на «мочевой пузырь» сознание того, что разница цен на бензин в Европе и России есть и существенная. И ничего, что они как и раньше только на розничных продажах сейчас «накручивают» чуть ли не треть цены. Денег, как известно, много никогда не бывает. И истина эта тем ближе сердцу, чем больше их набито в мошне. А тут еще эти политики, из своих конъюктурных интересов заставляют не хамить, задирая ценники до запредельного уровня. Но «хочучки» не дают спать спокойно, смирившись с ситуацией. И вот, без всякого информационного повода в прессе вдруг начинают выступать всякого рода «эксперты». Буквально на днях на этом поприще отметилось агентство «Финам», решив, что вот именно сейчас людям позарез как хочется узнать все про якобы неизбежный, словно летнее солнцестояние, бешеный рост цен на заправках.
И, как обычно происходит в таких случая, аналитические «пиджаки» в один голос протрубили, что, мол, цены на бензин должны вот-вот рвануть в высь, поскольку у нас они стоят всего лишь около1$, а кое-где в европах – под 2 евро. Мол, наши «нефтяные пацаны» по этому поводу все «в непонятках»: им ужасно очень хочется подтянуть соотечественников к европейскому уровню! Уровню цен, естественно. По уровню личных доходов отечественные нефтеменеджеры, как известно, уже давно европейцев превзошли.
Но больше всего в этой ситуации умиляют выкладки «экспертов топливного рынка»! Им вполне по плечу одновременно констатировать, что в стране накоплены рекордные запасы топлива, и что резкий рост розничных цен на него неизбежен! Очень «рыночный», замечу, у нас в России «рынок» топлива. Как, судя по всему, и его эксперты...
Но надо отдать им должное: в сложившейся у нас ситуации с топливом они винят власти, «вручную» управляющие нефтяными делами в стране. На самом деле есть простейший рецепт, который моментально оставит в прошлом все эти бензиновые дефициты и непрерывны рост цен на бензин в стране, добывающей чуть больше всех в мире углеводородного сырья. Объем потребляемого топлива в стране за год примерно известен. В прошлом году, например, мы сожгли в моторах своих авто около 62 млн. тонн. К 2015 будем сжигать примерно на 10 млн тонн больше. Достаточно установить следующий порядок: хочет какая-то компания продать столько-то нефти и нефтепродуктов за рубежом? Пожалуйста! Но одновременно будьте добры продать на территории России такую-то часть от прогнозируемого потребления топлива и еще чуть-чуть «сверху». В течение месяца (или, скажем, календарного квартала) продажи внутри страны хромают? В следующем квартале экспортная труба не для вас, товарищи бизнесмены. В таких условиях нефтяники глотки бы друг другу перегрызли в стремлении продать нам с вами бензинчика побольше и подешевле... Однако, что-то не торопятся власти вводить подобные правила игры. Значит, власти всем происходящим вполне довольны. И робкая «инициатива» ФАС привязать акцизы на топливо к ценам на нефть, похоже будет потихоньку задвинута под сукно. Дабы не мешала нефтяным монополиям делать сверхприбыли не только с зарубежных европейцев, на экспорте «черного золота», но и с каждого отечественного автомобилиста.