Там тоже зима. Зима настоящая, честная, с ночными морозами под –15 и дневным ярким солнцем с греющим нулем градусов. Такое время бывает только недалеко от Полярного круга, в самом сердце Лапландии.
Основная цель поездки — тестирование фрикционных зимних шин от отечественной компании «Cordiant». К слову сказать, новинка компании удалась, в сравнении с именитым конкурентом выглядит совсем не хуже, а в некоторых моментах даже субъективно превосходит. Естественно, полноценный тест с измерениями не проводился, будем надеяться, ближе к сезону мы получим такую возможность.
Тест проходил на одном из многочисленных полигонов, коих в окрестностях Арьеплога, на заснеженых льдах озера Хурнаван (кстати, самое глубокое в стране развитого социализма) насчитывается бесчисленное множество. Городок, а правильнее назвать деревушка, совсем маленький — население составляет всего лишь 2000 человек. Он расположен на 100 км южнее Северного полярного круга, а до родины Карлсона — Стокгольма — все 1000 км. На гусях, как когда это делал Нильс, не долетишь.
На улице ни души, несколько человек можно было увидеть лишь в супермаркете, причем цены в Швеции, на обывательский взгляд, непомерны: к примеру, бутылка воды стоит 25 крон, что в переводе на нашу «деревянную» валюту составляет около 120 рублей. Занимаются жители Арьеплога в основном лесничеством или работают в сфере туризма. Хотя в прошлые века здесь добывали серебро, но после конфликта с соседями датчанами и норвежцами в 1659 году большинство шахт было сожжено. И даже после их очередного открытия в 1720-е годы они просуществовали здесь менее ста лет и были закрыты из-за низкой рентабельности: суровый климат и труднодоступность сделали свое дело.
С серебром регион связывает очень многое: в городке есть музей, ему посвященный (Silvermuseet); отель носит название «Серебряная шляпа» (Silvervhatten); дорога до Полярного круга называется «Серебряной» (Silvervägen). Нити полудрагоценного металла пронизывают насквозь жизнь и быт коренных жителей — саамов. Кстати, в единственном местном музее, открытом в 1965 году, экспозиция серебра занимает всего лишь одну комнату: все остальное пространство отдано укладу коммуны.
Народные костюмы, серебряные украшения, бытовые приборы (как угольная стойка для утюгов), винтажные фотографии и даже напоминание о Родине — книга на русском про Ледовитый океан (возможно, из российского города-побратима Умба) отсылают нас в то время, когда все было проще и одновременно сложнее — это сейчас уже везде есть электричество, практически в каждом доме проведен интернет и мы уже давно пересели с лошадей и собачих упряжек на механизированные средства передвижения. Вернуться в то время наши современники навряд-ли уже смогут — мы уже разучились вести натуральное хозяйство.
Единственная на городок церковь. Если присмотреться, то можно заметить — она полностью сделана из дерева. Во время Пасхальной (и не рабочей) недели сюда сходится практически все немногочисленное население Арьеплога.
Организаторы устроили сюрприз — полет на вертолете. Поначалу было немного страшновато, ибо я сел в такое летающее средство впервые. Но спустя буквально минуту весь страх улетучился — вместо него появилось захватывающее чувство созерцания прекрасных пейзажов с высоты птичьего полета. Кстати, коммуна с административном центром в Арьеплоге занимает четвертое место в Швеции по площади — чуть менее 15 000 квадратных километров. А численность населения, приходящееся на эту огромную территорию — 3200 душ. Плотность населения при этом составляет лишь 0,2 человека на один квадратный километр. Для сравнения: плотность населения Сибири и Дальнего востока в 10 (!) раз больше — 2 чел./кв. км. При этом количество озер, рек и ручьев также поражает воображение — около 8 000 водоемов.
После мягкого приземления выяснилось, что в самом городке делать абсолютно нечего, поэтому было принято решение съездить на Полярный круг. Благо ехать совсем ничего — 100 км. Итак, по машинам.
Практически каждый второй автомобиль оснащен огромными противотуманками, а на каждой парковке есть стойка, к которой можно «прикуриться» и после морозной ночи легко завести машину. Неудивительно, что при таком человеческом подходе, впрочем, обусловленным здравым смыслом, состояние шведских дорог без натяжки можно назвать идеальным.
Факт, достойный подражания для наших дорожников: после окончания снегопада сразу же начинает работать грейдер. Поэтому снега на обочинах много, но само полотно идеально чистое. Но все равно, для избежания опасных аварийных ситуаций, на грузовики при крутых подъемах рекомендуется надевать противоледные цепи, о чем своевременно предупреждают дорожные знаки.
А вот и конечная цель нашей поездки — Северный полярный круг. Если честно, ничего особенного там посмотреть не удастся, просто сам факт присутствия на нем, подтвержденный выданным на месте дипломом, позволяет в дружеской беседе ненавязчиво козырнуть им.
На этом и закончилось наше короткое, но запоминающяесе автопутешествие. Что в итоге: в Лапландии очень классно, легко и непринужденно, Незаметно для себя настраиваешься на неспешное проведение вечера перед горящим камином и размышлении о вечном. Рассказывать особо не о чем, но не покидает желание еще раз там очуться и погрузиться в потрясающе умиротворяющую атмосферу Лапландии…