Войти в одну реку дважды или даже трижды, как известно, не сумел пока еще ни один мудрец. А уж если роль речки играет нечто, имеющее отношение к российской действительности, то процесс решения философской на первый взгляд задачки выливается в устойчиво депрессивное состояние, вызванное окончательной потерей веры в собственные силы и малейший просвет в будущем. Надо пояснить, чем именно материал о сравнительном тест-драйве SEAT Leon 1,8 TSI и Renault Megane 2,0 CVT заслужил столь «жизнеутверждающее» начало. Дело тут в причудливой судьбе SEAT в России. С самого своего пришествия на расейскую землю марка чувствовала себя чужой на нашем «празднике жизни». Даже во время бешеного нефтедолларового спроса на все и вся в конце «нулевых». Прежде всего — из-за неясной для среднестатистического россиянина ценовой политики. Понятно, когда концерн «Volkswagen» просит с тебя денег за свой Golf. И совершенно не укладывается в голове, почему надо отдавать столько же за какую-то испанскую машину, пусть и сделанную на базе того же «гольфа». Это на европейском рынке каждой собаке известно, что SEAT, принадлежащий VW, позиционируется концерном как околоспортивная марка. В России же с внедрением этой мысли в умы потенциальных покупателей как-то не заладилось. Тем более что продвижением на наш рынок занимался не сам бренд, а фирма с титулом «официальный импортер». А тут еще и кризис 2008–2009 годов подкрался незаметно… В общем, бренд официально пропал с отечественных рыночных горизонтов на пару-тройку лет. И вот сейчас, чуть ли не в третий раз, пытается «войти в ту же реку». Но уже под жестким патронажем самого «Volkswagen».
Первым объявили о начале продаж рестайлингового SEAT Leon. Причем ценовая политика, судя по всему, осталась, как и раньше, «европейской»…
Сравнить его было решено с 2-литровым Renault Megane. Очень кстати пришелся тот факт, что «француз» оказался оснащен вариатором в трансмиссии, поскольку «испанский немец» оснащен 7-ступенчатой роботизированной коробкой DSG.
Для начала — о внешности. Именно в этой, кстати сказать, категории SEAT обнаруживает свое максимальное отличие от «донора» всей технической «начинки» — Golf. Пятидверный хетчбэк выглядит в потоке машин вполне самобытно за счет фирменной «морды» с гипертрофированно «заваленной» назад фальшрадиаторной решеткой, раскосыми «глазами» фар и торчащими вверх, словно борта катера, продольными выпуклостями передних крыльев. Гидродинамические визуальные ассоциации углубляют и выштамповки по бортам машины, стилизованные под рассекаемые нашим «катером» волны… Renault Megane на этом фоне выглядит гораздо спокойнее. Но это объясняется в основном тем, что данная модель успешно продается на нашем рынке уже несколько лет. Французский бренд, как мы все помним, заниматься всякой ерундой с уходами-приходами на нашем рынке себе не позволяет. Побочным эффектом этого можно считать то, что в кастинге внешних данных Leon у Megane выигрывает. По крайней мере до тех пор, пока не исчезнет эффект новизны, имеющийся в активе модели.
Внутреннее пространство исследуемых нами на этот раз машин различается разительно. Хотя в первый момент взгляд сразу натыкается на совершенно идентичный стилистический элемент — треугольный значок из серебристой пластмассы в нижней точке рулевого колеса… Но это единственная визуальная параллель. Белый круг электронного спидометра с показаниями бортового компьютера на нем и прилипший слева тахометр у Megane смотрятся достаточно простовато на фоне строгого стиля «приборки» Leon. Впрочем, последнему таким преимуществом хвалиться явно не стоит. Дело в том, что эти черты с легкостью замечаешь не только в салоне того же Golf — практически в любой машине концерна «Volkswagen». Вплоть до машин под брендом «Skoda». Ровно так же обстоят дела и с центральной консолью «испанца». Сам мультимедийный центр, вплоть до дизайна меню на его тачскрин-мониторе, идентичен, например, установленному в салоне пикапа VW Amarok…
Салон же Renault Megane выполнен в типичном для марки стиле. И довольно аскетичном, стоит заметить. Это касается и той же «музыки», и блока управления работой кондиционера. «Француз», к примеру, в отличие от Leon не побалует вас информацией о точной цифре выбранной температуры. Можно лишь ориентироваться по красно-синему мазку краски над соответствующей «крутилкой». Тепло или холод — приходится ориентироваться на глаз. Вот в чем «испанцу» до «француза» как до Луны пешком, так это в полезном объеме «бардачка». У Megane он как пасть американского большеротого окуня, сиречь басса. Пока эта рыбеха держит рот на замке, никогда не подумаешь, что она способна распахивать свои челюсти настолько широко… Завершая разговор о салоне, придется упомянуть о достаточно спорном дизайнерском решении пластикового козырька над «приборкой» Leon. Вернее, о его цветовой гамме, так сказать. Надо полагать, именно в угоду хваленому спортивному имиджу марки SEAT его покрыли блестящей серебристой краской. Красиво, не спорю. Но в ясную погоду при движении в сторону яркого солнца он испускает прямо вам в лицо массу бликов. Иногда это по-настоящему мешает.
Сравнивая ходовые качества оказавшихся в наших руках машин, прежде всего приходится иметь в виду их различия в энерговооруженности. Дело в том, что под капотом SEAT Leon «сидят» 160 немецких турбированных «лошадей» породы TSI, а в арсенале Renault Megane — лишь 137 атмосферных л.с. Понятно, что при сопоставимых массах «испанец» оказывается заметно шустрей «француза». Впечатления от динамики могут быть самую малость подпорчены работой трансмиссии Leon. В плане плавности переключений при бодром трогании с места или, опять же, при резких ускорениях на ходу. У DSG при этом все же чувствуются характерные малюсенькие задержки. Вариатор Megane подобные нюансы поведения исключает по определению. Что касается работы подвесок машин, то тут пальму первенства однозначно придется отдать SEAT Leon: фольксвагеновские корни, как говорится, не пропьешь. Типичный «немец» — стопроцентно надежный, управляющийся и энергоемкий. Но надо отдать должное и Megane. Этот хетчбэк обладает, на наш взгляд, одной из самых «собранных» подвесок среди прочих моделей марки. Да, она, пожалуй, недотягивает по энергоемкости и надежности управления при резких маневрах до уровня SEAT. Но это ей вполне простительно: «испанец» же у нас — «как бы спортивная» марка, как-никак!
А теперь коснемся самой скользкой для SEAT Leon темы, а именно — цен. Цена базовой комплектации модели составляет чуть более 600 000 рублей — за машину с 85-сильным 1,4-литровым мотором. (Для справки: «базовый» VW Golf с аналогичным двигателем стоит 550 000, но это так, к слову.) Начальная цена Renault Megane примерно такая же — 590 000 рублей. Но базовый 1,6-литровый мотор Megane может похвастаться 106 «лошадями». Тоже не бог весть какой энергетический рекорд, но по сравнению с испанской «конюшней» впечатляет. Если же рассматривать именно версии машин, попавших к нам на тест, такой SEAT Leon стоит у дилеров не менее 920 000 рублей, а Renault Megane — около 800 000. Учитывая вышесказанное, наблюдение за попытками SEAT еще разок «окунуться в российскую реку» обещает стать прямо-таки захватывающим зрелищем.