5341

Секреты мирового ралли

Российский раллист Евгений Новиков раскрывает тайны WRC
Набирает обороты чемпионат мира по ралли. Российский пилот Евгений Новиков, который недавно завоевал место на подиуме ралли Португалии, рассказал «МКмобилю» о тонкостях нынешнего сезона и об особенностях мирового ралли в целом.
Поделиться

Изображение Секреты мирового ралли

Сезон-2012 в WRC начался с уже ставшего привычным преимущества команды «Citroёn» и Себастьяна Лоэба. По итогам четырех этапов первенства француз лидировал, выиграв два этапа — Монте-Карло и Мексики. Снежное ралли Швеции — на счету пилота «Ford» Яри-Матти Латвалы. Второй экипаж «Citroёn» (экипаж Микко Хирвонена) выиграл было драматичный четвертый этап в Португалии, однако его результат был аннулирован через несколько часов после финиша за несоответствие машины регламенту. И в итоге победа была присвоена пилоту частной конюшни Мадсу Остбергу. Кстати, именно Португалия стала местом триумфа нашего соотечественника — Евгения Новикова. Он стал первым россиянином, поднявшимся на подиум WRC: финишировав третьим в гонке, после дисквалификации Хирвонена он поднялся на второе место протокола.

Двадцатидвухлетний мастер международного класса в этом сезоне выступает за команду «ALM Russia» при технической поддержке команды «Ford M-Sport World Rally Team». С 2008 года Евгений ездил на чемпионате мира в младших категориях, в том числе в заводской «Citroёn Junior», а в этом году решил бросить все силы на высшую ступеньку раллийного первенства — WRC. Мы попросили Евгения рассказать о его приключениях в Португалии, а также выступить в роли эксперта и прокомментировать особенности чемпионата изнутри.

— Гонка в Португалии была сложной сама по себе, в первую очередь тем, что она очень длинная — четыре дня с дистанцией общей протяженностью 430 километров. Начиналась она с ночных допов, а на следующий день, в пятницу, была очень плохая погода — скользко, туман. У нас по ходу гонки возникло несколько проблем: в ночь с четверга на пятницу у машины, пока она стояла ночью в закрытом парке, протекла крыша, так как был дождь, и из-за попавшей воды не работал шлем штурмана, я его не слышал. Были проблемы с зажиганием, а в воскресенье отвалилась педаль газа… Так что гонка показалась очень длинной и тяжелой! А что касается новости о дисквалификации Хирвонена, она появилась часа через три-четыре после подиума, мы уже ехали в аэропорт.

Как вы думаете, нарушение регламента произошло случайно или все-таки была «химия»?

— Скорее всего это случайность. И я не думаю, что машина Хирвонена имела какие-то преимущества. Всех удивило, что у заводской команды «Citroёn» возникли такие проблемы, но это жизнь…

Почему вы решили выступать в ралли, на чемпионате мира по ралли? Как это стало возможным?

— Я начал профессионально заниматься спортом с десяти лет, с картинга. Все происходило поэтапно. С тринадцати лет выступал на зарубежных соревнованиях, ездил на чемпионаты Франции, Италии, Европы, потом появилась возможность сесть за руль раллийного автомобиля. Но так как у меня еще не было водительских «прав», я ездил по специальному разрешению и мог выступать только на чемпионатах России и Эстонии. Как только мне исполнилось восемнадцать и я получил «права», начал уже официально выступать на международных чемпионатах. Конечно, я мог бы остаться в России. Но те, кто понимал и имел возможность, уезжали в Европу. Потому что там можно научиться большему и быстрее, выше конкуренция, другой уровень, подход, организация… Сначала мы ездили на машинах группы N (Mitsubishi, Subaru), а потом в какой-то момент решили бросить все силы на то, чтобы проехать полностью чемпионат высшего уровня — WRC. Очень надеюсь, что мы сможем не просто найти новых спонсоров, но также привлечь внимание заводской команды. Со следующего года их будет три, с учетом VW, который уже начал ездить в другой категории.

В «кольце» существует довольно четкая, но разнообразная система иерархии, соревнований, чемпионатов, гоночных формул…

— В ралли все немного проще: есть переднеприводные автомобили, есть полноприводные — группа N. После этого — Super 2000 и, наконец, WRC. Чемпионаты есть какие угодно: национальные, Тихоокеанский чемпионат… Но, как и везде, Высшая лига — это чемпионат мира.

Совсем не было мыслей о других дисциплинах автоспорта, «кольце»?

— Нет, я всегда мечтал о ралли. Картингом занимался скорее по настоянию отца. Картинг дал мне очень многое (да я и не мог выступать в других местах по возрасту), но как только в шестнадцать лет появилась возможность перейти в ралли, я это сделал. За «Формулой-1», конечно, слежу, очень уважительно к ней отношусь, но ралли — это мое. А так везде есть свои нюансы и сложности.

И какие основные сложности в ралли, какие качества там более всего важны?

— Нужно иметь очень хорошую память и концентрацию, потому что приходится одновременно и слушать штурмана, и концентрироваться на дороге, и в то же время импровизировать.

Насколько часто на трассе происходят неожиданности?

— Часто. И это самое интересное в ралли. Каждый поворот — новый. Это не так, как в гонке по кругу, когда знаешь траекторию. Здесь все время что-то новое, новые вызовы: справишься — не справишься. Да, есть ознакомление с трассой, но представьте: мы проезжаем 430 километров всего два раза! Вы бы смогли запомнить все детали? Представляете, сколько там поворотов? К тому же могут меняться условия уже по ходу гонки, прежде всего погода, и нужно быть постоянно готовым ко всему, импровизировать. Может быть, как раз поэтому в ралли столь важны опыт, знание трасс. Из года в год они меняются незначительно: могут, например, пустить в обратную сторону, добавить что-то новое, но это процентов двадцать от всей трассы.

А сколько вы ездите со своим штурманом?

— Мы ездим год, но это нормально. Сейчас принято выступать с одним и тем же штурманом много лет, а раньше их меняли часто. На самом деле это неважно: если ты можешь найти общий язык с человеком, ты его найдешь. Но сейчас требования к штурманам выше, потому что скорости значительно возросли, кроме того, сейчас ограничили записи — можно записать только два прохода трассы.

А на что похож гоночный уик-энд на чемпионате мира по ралли?

— Ну, это не уик-энд. Мы уезжаем на неделю. Если этап европейский — отправляемся в понедельник (или раньше, если это, например, Мексика или Новая Зеландия). Работа начинается с понедельника или со вторника. Подъем регулярно от пяти тридцати до семи утра, возвращаемся в гостиницу не раньше шести вечера, а во время гонки — не раньше девяти. Сначала у нас идет запись трассы. Потом — квалификация (раньше это называлось шейкдаун), затем — торжественный старт, наконец — сама гонка, которая длится три-четыре дня. Количество дней зависит от перегонов между спецучастками, инфраструктуры (насколько гонка компактная). Всего тринадцать этапов, и везде высший уровень безопасности, организации, независимо от того, где проходит этап.

Обычно много говорят о значении различных покрытий и о выборе шин… На каком покрытии вы чувствуете себя более уверенно, какие есть нюансы?

— Специфика, конечно, есть… Например, Лоэб не так быстр на снегу, как Хирвонен и Латвала, например. Но это один этап в календаре. И все-таки я не могу сказать, что покрытие — это какой-то решающий фактор. В любом случае преобладает гравий. Асфальтовых гонок всего четыре: Монако, Германия, Франция, Испания. Сложность прежде всего не в шинах, а в том, чтобы сделать правильные настройки. Проблемы с выбором шин начинаются, если меняется погода: когда она на грани и ты не знаешь, что творится там, на допах, что будет в следующий час… А так мне нравятся все покрытия. Но, наверное, больше всего асфальт, потому что его мало. Кроме того, асфальтовая гонка — по сути, гонка по перекрытым дорогам общего пользования, и это всегда очень интересно. Наши машины, в отличие от картинга и «формул», очень похожи на те, на которых мы ездим каждый день. То есть у меня есть возможность проехать в боевом режиме по дорогам общего пользования.

«M-Sport» — одна из топовых так называемых частных команд. Как сложилось сотрудничество и чего вы от него ждете?

— У нас всегда были хорошие отношения с Малкольмом Уилсоном, мы смогли найти общий язык по многим деталям. Стоим под общим тентом с заводской конюшней, находимся в одной тусовке — это все очень важно.

Первое, о чем говорили после ралли Португалии, — это о победе пилота частной команды как о сенсации. Чем отличаются заводские и клиентские машины?

— Визуально ничем, кроме раскраски. А с технической стороны есть небольшие нюансы, но они играют колоссальную роль. Заводская машина едет быстрее — в зависимости от характера трассы это от полусекунды до секунды с километра. В основном разница по моторам.

Это происходит из-за того, что завод постоянно в ходе сезона дорабатывает машину, или это политика? То есть получается, что, несмотря на общий зачет команд WRC, есть неофициально «высшая» и «низшая» лиги?

— Да, это негласное правило, что заводские машины всегда едут быстрее. Кроме того, могут разрабатываться и омологироваться какие-то новые детали, однако нет времени делать их для клиентских машин. Но в первую очередь это, конечно, политика. Мы едем в общем зачете, но негласно, психологически — да, есть чемпионат в чемпионате, и когда ты приезжаешь пятым, получается, по сути, первым после заводских команд.

А в заводскую команду почти невозможно пробиться… Но все-таки конкуренция не такая плотная, как на место призового пилота «Формулы-1»?

— И здесь быстрых пилотов больше, нежели мест! В 80–90-е годы было по-другому. Не знаю кухню «Формулы-1», но все-таки там крутятся другие деньги, и если сопоставить количество пилотов и команд, плотность будет никак не меньше. Надеюсь, что придет время, когда будут обращать больше внимания на молодых. Смотрите, даже у Ожье не сложилось с «Citroёn».

Наверное, Лоэб сильно всех разочаровал тем, что пока не захотел уходить… В чем, вы думаете, его основной секрет?

— Да нет, это было вполне ожидаемо, что он решил остаться. Секрет — совокупность всего: талантливый пилот, прекрасная команда, быстрая машина. Что-то одно выбрать невозможно. Тем не менее есть другие талантливые ребята, но у них нет подходящей техники. Тот же Латвала, Ожье (когда он ехал с Лоэбом, обгонял его). «Citroёn» — очень профессиональная команда. «Ford» тоже хорош, но результат говорит о том, что чего-то пока не хватает…