Последний раз такое случилось почти тридцать лет назад! Если судить по итогам Гран-при Бахрейна, где Кими Райкконен реально поджимал лидера, то вполне вероятно скоро увидеть в этой компании и представителя «Lotus». Кстати, руководитель этой команды Эрик Булье настоятельно советует присмотреться вовсе не к экс-чемпиону мира Кими Райкконену, а к его молодому напарнику Роману Грожану. Булье видит в пришедшем на место Виталия Петрова пилоте чуть ли не будущего чемпиона мира. Что ж, в Бахрейне Роман привез первый в своей карьере подиум, прибыв на финиш вслед за своим партнером по «Lotus». Однозначно, конюшне удалось совладать с новым регламентом и сделать приличную машину. А вот о Роберте Кубице, которого еще не так давно также прочили в будущие чемпионы, уже, похоже, никто и не вспоминает… Увы, у «королевы автоспорта» короткая память.
Однако наибольшие сомнения в возможности продолжать пребывать в лидерах 2012 года вызывает как раз «Скудерия», ведь победа на дождливой гонке в Малайзии кажется скорее цепью невообразимых случайностей. Одно «но»! При том что, как подтвердил руководитель команды Стефано Доменикалли, феррарийные инженеры пашут круглые сутки, с самого начала было заявлено, что основной пакет обновлений поступит лишь к испанскому этапу в середине мая. Должны принести пользу и коротенькие тесты в Мюджелло в первых числах мая. Так что стоит подождать. Впрочем, и остальные команды явно стараются воспользоваться возвращением в Европу, трехнедельным перерывом и трехдневными тестами.
А вот «Red Bull», похоже, начала оправляться от запрета на выдувные диффузоры еще до паузы, к четвертой гонке сезона, да еще как: в Бахрейне Феттель напомнил себя самого годичной давности и выиграл почти в одни ворота. Однако, судя по высказываниям Кристиана Хорнера, победа Феттеля если и вызвала оптимизм, то весьма сдержанный. Руководитель «Red Bull» считает, что по-прежнему нельзя сказать, как сложится основная часть сезона, но, по его мнению, никакого явного доминирования не будет ни у кого. Эта мысль, впрочем, не нова. Да вот и Феттель признается, что конюшня не испытывает прежней уверенности в своих силах…
«McLaren», наоборот, последние две гонки начал сдавать, особенно это стало очевидно в Бахрейне. На последней гонке механики дважды ошиблись на пит-стопе Хэмилтона, повторив аналогичную ошибку, которая была совершена на остановках Баттона за неделю до этого в Шанхае. Выходит, «бяка» носит системный характер. При том что пит-стопы в «Формуле-1» являются ключевыми факторами и могут испортить все дело даже при высокой скорости машины на трассе.
Покрышки также начинают играть все более и более важную роль. Неудивительно, что полемика вокруг «шинного» вопроса продолжает разгораться. Предлогом для очередной дискуссии послужила идея Михаэля Шумахера о том, что нынешнее положение дел не позволяет выжимать из машины все возможное, так как нужно следить за сохранностью шин. Эта проблема, похоже, особенно актуальна для «Mercedes», хотя слова Шумахера вызвали неожиданно болезненную реакцию у Норберта Хауга: мол, и за шинами следить надо, и вообще эта проблема одинакова для всех машин в пелетоне. В свою очередь, директор спортивного отделения «Pirelli» Пол Хэмбри отрицает, что шины играют ведущую роль в достижении успеха в современной «Формуле-1». Не все руководители команд с ним согласны. Эрик Булье осторожно признал, что шины, пожалуй, играют более существенную роль, чем раньше, однако не стоит бросать все силы именно на них. Если уж чего-то не получается, не терять из виду прочие аспекты, в том числе аэродинамику. В свою очередь, Мартин Уитмарш («McLaren») назвал «шинный» вопрос даже не основным, а «жизненным». В частности, одна из проблем «McLaren» в последних гонках (помимо непосредственно заминок на пит-стопах) — повышенный износ задних шин. Еще не стоит забывать о проблемах с выхлопной системой у Баттона в Бахрейне…
Четвертый Гран-при сезона-2012 стал сенсационным не только из-за возвращения Феттеля в лидеры гонки и чемпионата, но и потому, что ни до, ни после не последовало ни одного протеста на тему «Mercedes» и его революционный воздуховод, активируемый через DRS». Видимо, другие команды уже достигли некоторых успехов в копировании идеи либо посчитали ее в итоге не столь существенной.
Что ж, возможно, часть ответов на вопросы мы получим уже 13 мая, когда состоится гонка в Барселоне. Кстати, скоро трасса «Каталунья» не будет столь часто принимать гонки Гран-при, ведь великий Берни Экклстоун продолжает колдовать над календарем. Как мы видим, столь нашумевший Гран-при Бахрейна в этом году устоял. Как заявил сам Берни, гонка будет оставаться в календаре и впредь. Неудивительно, ведь богатый нефтяной Ближневосточный регион крайне важен для большого автомобильного спорта, и, видимо, был некий смысл в том, чтобы вытерпеть некоторые неудобства и пойти на риск. Тем более что (за исключением команды «Force India», представители которой стали прямыми свидетелями беспорядков) формулисты не пострадали ни морально, ни физически. Итак, отстояв целостность календаря в этом году, Берни объявил, что впредь Испания теряет одну гонку из двух (сейчас это Гран-при Испании в Барселоне и Европы в Валенсии). Национальный Гран-при будет чередоваться на двух трассах, каждая из которых не в силах нести ежегодное бремя промоутерского контракта. Также в силу южного расположения Барселона вряд ли потеряет статус одного из главных тестовых автодромов. А вообще Экклстоун уверен, что «Формулу-1» нельзя превращать в «чемпионат Европы». Эта идея может казаться немного дикой, так как исторически «первая формула» действительно имеет европейские корни и до недавнего времени имела большую часть гонок в Европе. И лишь в последнее десятилетие пошла столь мощная экспансия в Азию и появились очередные попытки сделать постоянный Гран-при США. Бой идет с переменным успехом. Стоит припомнить неудачный Гран-при Турции, где было мало зрителей, или проблемную Корею, но таких примеров меньше, чем успешных. В США должно появиться аж два этапа, но трасса в Остине, которая внесена в календарь этого года, еще не готова, а трасса в Нью-Джерси вступит в строй в следующем году, поэтому этап может быть перенесен на 2014-й. Но европейским зрителям не стоит сильно расстраиваться. Скорее всего в календарь вернется Гран-при Франции, который выпал в 2009 году. Но вместо Маньи-Кур гонки будут проводиться на трассе «Поль Рикар» (и скорее всего через год). Говорят, сделка фактически заключена и рассчитана на пять лет. Франция будет принимать гонку по нечетным годам (с 2013 до 2021 года). С каким Гран-при она будет чередоваться, пока неясно. Пикантность ситуации придает тот факт, что во Франции в самом разгаре президентские выборы, и на момент написания этого материала не было понятно, будет ли избран Николя Саркози. А вопрос «Формулы-1» столь дорог и глобален, что в наше время решается, как правило, на глобальном уровне. Хотя российским зрителям в первую очередь стоит поволноваться о готовности трассы в Сочи к 2014 году, когда территориальная экспансия «Формулы-1» должна распространиться и на Россию…